Ви є тут

Альтернативні питальні речення у французькій мові: структура, семантика, прагматика.

Автор: 
Вишнивецька Марина Олексіївна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2005
Артикул:
0405U003788
129 грн
Додати в кошик

Вміст

ГЛАВА 2. СЕМАНТИКО-ПРАГМАТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВЫХ РЕАЛИЗАЦИЙ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ВОПРОСИТЕЛЬНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА ....
2.1. Ситуативная модель альтернативного вопроса, аспекты его
субъективизации ...............................................................................................
2.2. Речевые реализации общих альтернативных вопросительных
предложений французского языка ..................................................................
2.2.1. Общие альтернативные вопросы без ответа, реализуемые
по инвариантным моделям ...................................................................
2.2.2. Общие альтернативные вопросы с ответом, реализуемые
по инвариантным моделям ...................................................................
2.2.3. Общие альтернативные вопросы без ответа, реализуемые
по модели повествовательных предложений .....................................
2.2.4. Общие альтернативные вопросы с ответом, реализуемые
по модели повествовательных предложений .....................................
2.2.5. Общие альтернативные вопросительные предложения с
отрицательным анафорическим членом ou non (ou pas) ...................
2.3. Вопросы с альтернативным сочетанием oui ou non .....................................
2.4. Речевые реализации часных альтернативных вопросительных
предложений французского языка ..................................................................
2.4.1. Частные альтернативные вопросы без ответа, реализуемые
по инвариантной модели ......................................................................
2.4.2. Частные альтернативные вопросы с ответом, реализуемые
по инвариантной модели ......................................................................
2.4.3. Частные альтернативные вопросы, реализуемые по модели
повествовательных предложений ........................................................
2.4.4. Частные альтернативные вопросительные предложения в
диалоге ....................................................................................................
2.5. Повествовательно-вопросительные сложносочиненные предложения с
союзом ou ...........................................................................................................
Выводы ко второй главе ........................................................................................
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ ...............................................................................................
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ........................................
СПИСОК СПРАВОЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ .....................................................
СПИСОК ИЛЛЮСТРАТИВНОГО МАТЕРИАЛА ........................................4
11
11
11
18
26
35
36
43
47
51
57
66
69
69
83
83
90
97
107
111
114
117
117
128
135
145
149
153
156
159
173
174
ВВЕДЕНИЕ
Диссертация посвящена анализу структуры, семантики и прагматики французских альтернативных вопросительных предложений в аспекте их языковых и речевых особенностей, изучению их инвариантных моделей и речевых реализаций таких предложений.
Исследование вопросительных предложений является одной из актуальных проблем современной лингвистики. Помимо большого количества общих работ на материале различных языков [11; 29; 37; 51; 76; 86; 106; 135], имеется ряд исследований, раскрывающих определенные аспекты данного типа предложений во французском языке. Вопросительные предложения французского языка рассматривались многими исследователями языка с точки зрения семантики [56; 113], синтаксиса [27; 38; 41; 49; 123; 151; 152], стилистических особенностей [46], интонационной организации предложения [33; 117]. Вопросительные предложения французского языка также рассматривались как типы речевых актов, в которых происходит взаимодействие синтаксиса, семантики и прагматики [48; 52; 125; 126; 128; 136; 145].
Во французских грамматиках альтернативные вопросительные предложения до сих пор остаются вне интереса исследователей: их либо не выделяют в отдельный коммуникативный тип предложений [132; 158], либо рассматривают в контексте разделительной (дизъюнктивной) связи [121; 122]. Потребность осмысления сущности таких предложений с точки зрения взаимодействия синтаксиса, семантики и прагматики в аспекте языка и речи обусловила обращение к альтернативным вопросительным предложениям и проведения их комплексного анализа.
Актуальность темы диссертации определяется тенденциями современных лингвистических исследований к единству системного и функционального изучения языков. Терминологическая неопределенность понятий, связанных с альтернативными вопросительными предложениями, отсутствие комплексного подхода к изучению альтернативных вопросов французского языка определили необходимость их детального анализа с выявлением структурных, семантических и прагматических особенностей, отличающих их от общих и частных вопросительных предложений, а также с использованием новейших методик, ориентированных на выявление глубинных механизмов формирования предложений.
Связь работы с научными программами, планами, темами. Диссертационное исследование выполнено в рамках научной темы "Единство системного и функционального изучения романских языков в аспекте интегративной прагматики (синтаксис, семантика, прагматика)", которая разрабатывается кафедрой романской филологии Харьковского национального педагогического университета им. Г.С.Сковороды (тема утверждена ученым советом Харьковского национального педагогического университета им. Г.С.Сковороды, протокол №11 от 30.10.98).
Основной целью диссертационной работы является изуче