Ви є тут

Підвищення ефективності управлінської праці у корпоративних структурах

Автор: 
Мороз Олег Семенович
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2005
Артикул:
0405U003818
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
АНАЛИЗ ЭФФЕКИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ТРУДА В КОРПОРАТИВНЫХ СТРУКТУРАХ
(НА ПРИМЕРЕ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ)
2.1. Состояние организационной структуры управления металлургическими предприятиями

Организационная деятельность предполагает некоторую совокупность действий, направленных на осуществление связей и отношений среди людей, выполнения задач и видов деятельности с целью интеграции и координации организационных ресурсов (материальных, правовых и экономических) для эффективного выполнения (достижения) поставленных целей. Основным результатом организационной деятельности является упорядоченная совокупность ее взаимосвязанных частей или элементов структуры организации. На организационную структуры решающее влияние оказывают: сложность внешнего окружения, степень формализации и степень централизации. Основным структурным элементом организационной структуры, который непосредственно соприкасается и воздействует на указанную выше совокупность действий, на средних и крупных промышленных предприятиях выступает управленческая структура. Поскольку управленческая структура - это упорядоченная совокупность звеньев управления и каналов, по которым они взаимодействуют между собой, то в ее рамках протекает управленческий процесс, между участниками которого распределены функции и задачи управления. Таким образом, организационная структура управления рассматривается как форма организации управленческого труда - форма разделения и кооперации управленческой деятельности (труда), в рамках которой происходит процесс управления, направленный на достижение целей корпорации (компании, комбината, холдинга и т.п.).
В связи с изменением целей корпораций и условий их достижения, происходящих в период становления рыночных отношений, претерпевает изменения и система управления. Однако изменения организационно-функциональной структуры управления, методов руководства, информационной обеспеченности служб управления и систем контроля не в полной мере соответствуют требованиям быстро меняющегося спектра возможностей рыночных отношений, что находит своё отражение в результатах производственной и финансовой деятельности предприятий [90, с.38].
Анализируя принципы построения управления, представляющие определенные правила, регулирующие поведение работников в процессе управления в конкретных экономических и социальных условиях и закреплённые в нормативных актах, предлагается рассматривать структуру управления с точки зрения:
- ориентации работы всех подразделений предприятия на потребителей;
- быстроты реакции на изменения, происходящие на рынке;
- повышения конкурентоспособности продукции за счёт улучшения качества и повышения производительности;
- управляемости затратами и возможности их минимизации;
- минимизации числа уровней руководства;
- кадрового обеспечения управления (квалификация персонала, способность к решению поставленных задач).
Такой подход к анализу организационной структуры управления крупными корпоративными структурами позволит определиться с философией управления, действующей на каждом конкретном предприятии. Именно философия управления, под понятием которой понимаются общие принципы, на основе которых строится структура управления организацией, осуществляются процессы управления и используются организационные средства для достижения цели, стоящей перед организацией [91, с.85], определяет применение корпорацией той или иной концепции и модели эффективного управления.

Анализ характера действующих на предприятиях моделей управления, которые определяют подходы к управлению, позволил исследователям данной проблемы предложить следующую группировку моделей управления [92]:
- управление, основанное на реакции работника на предлагаемые обязательные условия труда и его оплаты (модель Тейлора);
- изучение мотивирующих и отрицательных факторов производства и их влияние на производительность труда как основа управления (модель Гецберга);
- достижение целей корпорации на основе процессов мотивации и психологического мотивирования персонала (модели Мак-Грегора и Митчела );
- определение путей достижения цели коллектива через удовлетворение личных потребностей работников (модель Маслоу);
- управление, основанное на делегировании полномочий, чётком выделение цели, контроле выполнения заданий, организация рабочих групп по проблемам и обсуждении проблем, конструктивной критики (Харбцурская модель).
Однако различные модели эффективного управления предназначены лишь для определенного круга задач, стоящих перед системой управления. И выбирать модель управления следует исходя из понимания той конкретной задачи (основной цели), что стоит перед бизнесом. Характеристика и анализ различных организационных структур управления крупными зарубежными металлургическими предприятиями позволяет установить взаимосвязь между основной целью, стоящей перед ними и выбором той или иной модели организационной структуры управления корпорации.
Руководство крупнейшего металлургический концерн Японии "Nippon Stееl Co.", поставив в качестве основной цели задачу повышения конкурентоспособности продукции за счёт улучшения качества и быстроты реакции на изменения, происходящие на рынке, по рекомендации специалистов "Японского центра производительности социально-экономического развития" ("JPC-SED", г. Киото), организовали управление концерном, используя матричную (программно-целевую) форму структуры управления [93, с.62].
Матричная структура управления, представляющая собой сетевую структуру, построенную на принципе двойного подчинения исполнителей, позволяет более гибко и эффективно использовать персонал, а также специальные знания и компетентность сотрудников. При такой организации руководитель производства взаимодействует с 2-мя группами подчиненных - с непосредственными исполнителями работ и с работниками функциональных отделов, которые под