Ви є тут

Самоосвіта особистості як соціокультурне явище

Автор: 
Бурлука Олена Вікторівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2005
Артикул:
0405U003845
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
ПРИРОДА, СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ И ФУНКЦИИ САМООБРАЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ
Первоочередной задачей в исследовании самообразования личности представляется выявление его природы, сущности, содержания и на данной основе - определение его места и роли в жизнедеятельности, как личности, так и общества.

2.1. Природа и сущность самообразования личности

Выявление природы и сущности самообразования личности основывается на положении, выдвинутом Аристотелем о том, что природа какого-либо явления - "это и то, из чего нечто возникает, и то, сообразно с чем оно возникает (ибо все возникающее, например, растение или животное, имеет ту или иную природу), и то, вследствии чего нечто возникает, так называемое дающее форму "kata to eidos" вещество, по виду тождественное возникающему, хотя оно в другом" [8; с. 197]. Под сущностью какого-либо явления Аристотель понимает нечто, "чем оно становится" [8; с. 197]. Таким образом, явление возникает благодаря определенным источникам, которые и определяют его природу. В процессе онто- и филогенеза формируется сущность явления. Важным является, также тот факт, что и "противоположности имеют в некотором смысле одну и ту же форму, ибо сущность для лишенности - это противолежащая ей сущность" [8; с. 197].
Вся история человеческого общества, материальной и духовной культуры человека представляет собой процесс реализации творческого отношения человека к окружающему его миру, которое выражается в построении новых способов и программ деятельности, самообразовательной в том числе.
На наш взгляд, самообразование личности имеет деятельностную природу, и соответственно деятельность является родовым понятием самообразования, поскольку главным его смыслом и предметом является формирование личности, процесс ее развития и реализации внутреннего потенциала. Это выступает основным результатом самообразовательной деятельности. Поэтому обоснование концепции самообразования, на наш взгляд, закономерно начинать с деятельностного подхода к развитию личности и к самообразованию как к специфическому социокультурному процессу.
Для обоснования природы самообразования представляет интерес систематика видов деятельности, предложенная М.С. Каганом. Ведущее значение у него имеют формы активности субьекта, так как они находятся "в том или ином способе овладения объекта субъектом или в установлении субъектом коммуникативного взаимодействия с другими" [95; с. 46], и, следовательно, выражают сущность человеческой деятельности как субъектно-объектного отношения. "Две первоначальные возможности, которые тут существуют, выражаются в том, что активность субъекта, направленная на объект, приводит либо к его изменению, преобразованию, трансформации, либо сохраняет объект в целости и неприкосновенности. Во втором случае снова обнаруживаются два возможных направления реализации субъекта: она может вернуться к субъекту в виде знания, то есть информации о качествах объекта, об объективных связях, отношениях, законах реального мира, а может выразиться в придании объекту ценности, то есть вернуться в виде информации о значении этого объекта для субъекта. Три вида деятельности оказываются, таким образом, теоретически возможными в силовом поле субъектно-объектных отношений: преобразовательная, познавательная и ценностно-ориентационная деятельности" [95; с. 53]. Каждая из этих основных видов деятельности имеет по четыре группы разновидностей. Первая группа определяется "характером" или "субстратом" объекта и включает следующие разновидности:
- деятельность, направленная на природный предмет;
- деятельность, направленная на социальный предмет (социальный институт, учреждение, отношение и пр.);
- деятельность, направленная на другого человека;
- деятельность, направленная на самого субъекта (когда субъект направляет свою активность на свое собственное "Я", например, на самопознание и самоизменение) [95; с. 46 - 47]. Вторая группа определяется тем, кто исполняет роль субъекта, и включает следующие разновидности: конкретный индивид, социальная группа или общество в целом [95; с. 46]. Третья группа включает две разновидности в соответствии с тем, осуществляется ли деятельность в форме производства или потребления. Несомненно, что основание этого типа разновидности лежит в сфере субъектно-объектных отношений, но в отличие от основных видов деятельности, имеющих свои основания в той же сфере, производственная и потребительская формы выражения имеет специфический аспект субъектно-объектного отношения - субъект овладевает... объектом, только соотношение разрушительной и созидательной сторон человеческой активности оказывается различным" [95; с. 57]. Четвертая группа включает творческие (продуктивные) и механические (репродуктивные) разновидности трех основных видов деятельности. М.С. Каган указывает еще одну на сторону дифференциации деятельности: "В зависимости от используемых средств, различаются материально-практическая деятельность, практически-духовная, отраженно-духовная" " [95; с. 47]. Морфологическая картина деятельности завершается тем, что к уже указанным трем основным видам М.С. Каган прибавляет "коммуникативную деятельность, или общение", и считает, что в этом виде деятельности отсутствуют те четыре группы разновидностей, которые встречаются при всех остальных основных видах деятельности.
Кроме этого, в русле деятельностного подхода мы считаем необходимым обратить внимание на существование видов деятельности, направленных на себя и, на наш взгляд, самообразование личности, как раз и является видом деятельности, направленным на себя, на изменение собственного "Я". Исходя из этого, следует указать на системность, полиструктурность человеческой деятельности, направленной на изменение собственного "Я".
Исходя из анализа человеческой деятельности произведенного М.С. Каганом, следует, что самообразование личности - это активность субъекта, направленная на получение знания, информации о качествах объекта, об объективных связях, отношениях, законах реального мира