РАЗДЕЛ 2
НАЦИОНАЛЬНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО
КАК СРЕДА ИНФОРМАЦИОННЫХ ОПЕРАЦИЙ
§ 2.1. Информационная безопасность государства
как проблема сохранения целостности системы знаков нации
Основными информационными носителями, образующими вертикальные и горизонтальные
связи между коммуникаторами, являются средства массовой коммуникации и их
составляющая – средства массовой информации. Средства массовой коммуникации,
трансформируя и/или формируя представления о многих явлениях, понятиях,
стереотипах поведения, являются мощным инструментом
информационно-психологического воздействия как на индивидуальное, так и на
массовое сознание [7, 9, 69, 82, 92].
Известно, что абстрактное мышление людей осуществляется через символы, с
помощью которых человек опосредованно анализирует внешний мир – среду своего
обитания. В процессе абстрактного мышления физическая реальность фактически
дистанцируется от виртуальной – восприятия индивидом первой – реальности по
мере роста символической активности человека. Символическая активность человека
определяет-формирует его персональный информационный образ среды.
Соответственно, наиболее уязвимым с точки зрения информационного воздействия
звеном социума становится мыслящая обобщенными символами и
формирующая-задающая, и как следствие, несущая ответственность за
информационный образ среды социума интеллектуальная элита общества.
Понятие интеллекта многоаспектное, однако, если рассмотреть только его
семиотический срез, то интеллектуальную способность человека можно свести к
следующим функциям:
1.Передаче имеющейся информации;
2.Создания принципиально новой информации, не вытекающей однозначно из уже
имеющейся, то есть информации, которая обладает определенной степенью
непредсказуемости;
3.Хранения и воспроизведения информации.
Исследование семиотических систем созданных цивилизацией показывает, что этими
же функциями, хотя и в разной степени, обладают и семиотические объекты. При
этом было установлено, что функциональной минимальной семиотической структурой
является не один искусственно изолированный язык, а параллель
взаимно-непереводимых, но взаимосвязанных блоком перевода языков. Такой
механизм называется простейшим матричным элементом процесса генерирования
принципиально новой информации. Соответственно, простейший матричный элемент
является минимальной информационной единицей такого семиотического объекта, как
культура. И, таким образом, культура одновременно оказывается с одной стороны –
двуединой, с другой – неразложимо-единой динамически функционирующей
семиотической структурой.
Предложенный подход к исследованию информационного пространства вызвал
необходимость введения такого понятия как семиосфера.
На современном этапе развития цивилизации по степени информационного
влияния-воздействия на индивидуальное и, как следствие, на общественное
сознание одним из наиболее значимых информационных ресурсов стало межсредовое
информационное пространство. Естественно, что закономерности информационного
воздействия на сознание и подсознание как отдельного индивида, так и социума в
целом, присущие средствам массовой коммуникации, присущи и межсредовому
информационному пространству.
Но здесь присутствуют две – философского измерения – принципиальные
отличительные особенности:
– во-первых, коммуникатор-индивид – потребитель-получатель информации –
межсредового информационного пространства общается только с компьютером и в
этом смысле он является десоциальным;
– во-вторых, если средства массовой информации имеют конкретного заказчика,
выстраивающего по определяемой собственными мотивами программу информационного
воздействия прежде всего на массовое сознание, то межсредовое информационное
пространство не имеет управляющей – заказывающей, программирующей
информационное воздействие структуры. В этом смысле межсредовое информационное
пространство тоже является десоциальным источником информации.
При этом межсредовое информационное пространство, репродуцируя информационные
сообщения текстов и образов в виртуальном виде, радикально трансформирует
генетически заложенную в коммуникатор фундаментальную информационную матрицу –
семиосферу индивида, из которых образуется минисемиосфера – знаковая система
(система знаков) социума, в свою очередь, образующих семиосферу цивилизации.
По аналогии с представлением-понятием биосфера В. Вернадского понятие
семиосфера ввел Ю. Лотман. По определению семиосфера «представляет собой
условие их (языков – авт.) существования и работы, предшествует им (языкам
отражения – авт.) и постоянно взаимодействует с ними. Язык есть функция,
сгусток семиотического пространства, и границы между ними, столь четкие в
грамматическом самоописании языка, в семиотической реальности представляются
размытыми и полными переходных форм. Вне семиосферы нет ни коммуникаций, ни
языка» [676, 139].
Очевидно, что для проведения исследований информационного воздействия как на
отдельно взятого индивида-коммуникатора, так и на социумы, и на цивилизацию в
целом, необходимо выявить-определить область-сферу соответствующих
исследований. В этом контексте целесообразно области исследований представить в
виде следующей триады семиосфера – минисемиосфера – индисемиосфера, где:
– семиосфера – система знаков цивилизации;
– минисемиосфера – система знаков социума;
– индисемиосфера – система знаков индивида.
Отметим при этом, что информация в данном случае это не только то, что уже
известно, но и то, что еще можно узнать. Фактически – это
ситуативно-неполученный,
- Київ+380960830922