Ви є тут

Особливості відображення іншомовної термінології в мовах-реципієнтах (на матеріале термінології менеджменту російської та української мов).

Автор: 
Зеленцова Мілєна Геннадіївна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2006
Артикул:
0406U003493
129 грн
Додати в кошик

Вміст

глава 2
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕРМИНОСИСТЕМ
МЕНЕДЖМЕНТА В языках-реципиентах
Краткий очерк истории развития теории и практики менеджмента в мире, в России и
Украине
История развития менеджмента насчитывает уже несколько тысячелетий, если за
начало отсчета принимать зарождение письменности в древнем Шумере. Считается,
что это революционное достижение в жизни человечества привело к образованию
особого слоя «жрецов-бизнесменов», связанных с торговыми операциями. За первой
управленческой революцией, получившей название религиозно-коммерческой,
последователи и другие: вторая относится к 1760 г. до н. э. и связывается с
деятельностью царя Хаммурапи, издавшего свод законов управления государством
для регулирования всего многообразия общественных отношений между различными
социальными группами населения; третья произошла во времена правления
Навуходоносора ІІ (605 гг. до н. э.) и была направлена на соединение
государственных методов правления с контролем за деятельностью в сфере
производства и строительства; четвертая датируется XVII – XVIII вв. н. э. и
связана с зарождение капитализма и началом индустриального прогресса
европейской цивилизации. Главным революционным преобразованием этого периода в
области менеджмента было его отделение от собственности и зарождение
профессионального менеджмента; пятая управленческая революция имела место в
конце XIX – начале XX вв. Ее часто называют бюрократической, так как
теоретической платформой преобразований в области управления была концепция
бюрократии, позволившая сформировать крупные иерархические структуры
менеджмента, осуществить разделение труда, ввести нормы и стандарты, установить
должностные обязанности и ответственность менеджеров [МО: 19-20].
Несмотря на огромное значение революционных преобразований, развитие
менеджмента – это в основном эволюционный процесс. Он характеризуется
непрерывностью, отражая континуум изменений, происходящих в обществе,
экономике, во всей системе социально-экономических отношений.
К концу XIX – началу XX в. появились первые работы, в которых была сделана
попытка научного обобщения накопленного опыта и формирования основ науки
менеджмента. Это было ответом на потребности промышленного развития, которое
все больше приобретало такие специфические черты, как массовое производство и
массовый сбыт, ориентация на рынки большой емкости и крупномасштабную
организацию в форме мощных корпораций и акционерных обществ.
Предприятия-гиганты испытывали острую необходимость в рациональной организации
производства и труда, в четкой и взаимосвязанной работе всех подразделений и
служб, менеджеров и исполнителей в соответствии с научно обоснованными нормами,
принципами и стандартами.
Основателем школы научного менеджмента считается Ф. У. Тейлор – инженер-практик
и менеджер, сформулировавший четыре принципа управления индивидуальным трудом
рабочих: научный подход к выполнению каждого элемента работы; научный подход к
подбору, обучению и тренировке рабочего; кооперация с рабочими; разделение
ответственности за результаты работы между менеджерами и рабочими. Научную
разработку менеджмента продолжил А. Файоль, считающийся основателем
классической административной школы управления, и многие др.
В бывшем СССР идеи научного управления в условиях социалистической системы
хозяйствования развивали А. А. Богданов, Н. А. Витке, А. К. Гастев,
О. А. Ерманский и многие другие ученые и практики, работавшие в различных
организациях и институтах научной организации труда.
В наши дни научный фундамент менеджмента продолжает пополняться новыми
знаниями. Примерно с середины 80-х годов в центре внимания оказались проблемы
культуры организации и инновационного менеджмента, а в 90-е годы на первое
место вышли разработки по лидерству, с которыми современные организации
связывают надежды на будущее [МО: 28].
В 90-е годы складывается новая управленческая парадигма, которая потребовала
пересмотра принципов управления, так как старые перестают «работать» в условиях
предпринимательских структур. В 90-е годы главное внимание обращается на
человеческий или социальный аспект управления: менеджмент направлен на
человека, на то, чтобы делать людей способными к совместным действиям, делать
их усилия более эффективными; менеджмент неотделим от культуры, основан на
честности и доверии к людям; менеджмент формирует коммуникации между людьми и
определяет индивидуальный вклад каждого работающего в общий результат; этика в
бизнесе объявляется золотым правилом менеджмента.
Новая система взглядов на управление известна в литературе как «тихая
управленческая революция», и это не случайно. Ведь ее основные положения могут
применяться, не приводя к немедленной ломке и разрушению сложившихся структур,
систем и методов менеджмента, а как бы дополняя их, постепенно приспосабливая
их к новым условиям [МО: 33].
Естественно, что глобальный и крутой поворот в истории развития бывших
республик СССР, ставших независимыми державами, от социалистического хозяйства
к экономике рыночно предпринимательского типа вызвал необходимость разработки
новой парадигмы управления.
Система взглядов, в течение 70 лет определявшая развитие теории и практики
управления, сформировалась под воздействием марксистской парадигмы
экономического развития. В ней критерием социальной ориентации экономики
выступало всестороннее развитие личности. Роль экономического фундамента
справедливого распределения по результатам труда выполняла общественная
собственность на средства производства, а план выступал к