Ви є тут

Логістичне моделювання виробництва для створення автоматизованої системи управління підприємством.

Автор: 
Попов Андрій Вячеславович
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2006
Артикул:
3406U004994
129 грн
Додати в кошик

Вміст

Раздел 2
ФОРМИРОВАНИЕ системного представления производства на основе ЛОГИСТИЧЕСКИХ
принципов
2.1. построение теоретико-множественной модели производственной системы
Особенностями промышленной логистики являются: множественность функциональных
направлений деятельности; смена приоритетов в хозяйственной практике фирм,
отводящая в ней центральное место управлению потоковыми процессами, а не только
управлению производством; всесторонний комплексный подход к вопро­сам движения
материальных ценностей в процессе воспроизводства. C помощью логистики можно
осуществить оптимизацию ры­ночных связей и гармонизацию интересов всех
участников процесса товародвижения, совершенствовать управление материальными и
связанными с ними информационными и финансовыми потоками на пути от первичного
источника сырья до сбыта готовой продукции [23- 27].
Так, в [23] с помощью логистики совмещаются четыре области знаний – экономики
(Э), техники (Т), технологии (Те) и математики (М), что можно представить в
виде операции пересечения соответствующих множеств: .
Для общности промышленную логистику определим как некоторую область знаний
(ОЗ), получаемую совмещением целого ряда уже сформировавшихся областей знаний:
, где I – индексное множество, которое обосновывается экспертным способом.
Подобным образом можно определить инструментарий логистики (ИЛ):
, где конкретный математический аппарат, который получил применение в теории
логистических систем (например, метод системного анализа, методы исследования
операций и др.).
В данной работе предложены теоретико-множественные модели ЛПС, позволяющие
обосновать основные принципы алгоритма построения ЛИУС на основе анализа ЛПС.
Теоретико-множественные модели иерархических систем. В сложных системах процесс
функционирует на многих уровнях [89]. Компоненты, составляющие процесс,
необходимые для функционирования системы, называются подсистемами. В свою
очередь, подсистемы могут состоять из ещё более детальных подсистем. Иерархия и
количество подсистем зависят от внут­ренней сложности системы. Для каждого
процесса можно выде­лить соответствующую систему. Системы могут функционировать
одновремен­но, т.е. параллельно или последовательно.

Рис. 2.1. Схематическое представление четырёхуровневой иерархии систем
На рис. 2.1 представлена иерархическая четырёхуровневая система, в которой
системы А1, A2 и А3 входят в надсистему (гиперси­стему) D, а система А1, со
своей стороны, состоит из подсис­тем В1 , В2 и В3.
Если нас заинтересуют структурные и другие характеристики одной из подсистем,
например, под­системы В1, она станет исследуемой системой, А1её надсистемой
(гипер­системой), а С1, С2, С3 подсистемами системы В1.
Для данного случая запишем следующее теоретико-множественное представление
[90]:
,,,,
Кроме того, можно выделить следующие четырёхуровневые цепочки (иерар –
хии):
, , ,
а также трёхуровневые иерархии:
,,.
Компоненты и могут быть в таких отношениях:
или , или , или .
Если подсистема состоит только из компонентов и , то .
Таким образом, системы, их подсистемы и надсистемы могут образовывать иерархию.
Бывают и неиерархические системы, например, системы с сетевой структурой, в
которых подсистемы или структурные элементы системы связаны друг с другом
сложными обратными связями, за счёт чего сильно влияют друг на друга, так что
невозможно выделить одно­значно какую-то иерархию.
Представление логистических систем на основе теоретико-множественных моделей.
Логистические производственные системы должны определяться полным пе­речнем
дополняющих друг друга подсистем, что требует одновременного анализа в области
закупок, планирования и регулирования производства, кон­троля продукции, учёта
и сбыта. Поэтому определение рабочей модели изучаемой сис­темы является одной
из первостепенных задач логистики.
Рассмотрим пример концептуальной модели, относящейся к целеориентированным ЛПС.
Представим множество и выделим из этого множества класс систем ,
функционирование которых направлено на достижение цели. Указанные системы ()
можно формаль­но определить в виде кортежа , где - цель системы; - структура
системы; - условия достижения цели; - время достижения цели; - множество
логистических процессов, реализуемых посредством методов и средств, принятых в
данной системе, которое подразумевает процессы типа генерирования, передачи,
восприятия, распознавания, понимания, представления, хранения и поиска
информации, логического вывода, прогнозирования, реализа­ции действия и.т.д.
Поэтому , где - методы достижения цели; - средства достижения цели; -
результаты обработки информации, принятые в данном классе систем .
Пусть ЛПС представлена тремя основными составляющими: материально-техническое
снабжение (МТС), производство (Пр), потребление (Пот).
Следует заметить, что
, ,,
т.е. ЛПС в данном случае образуется за счёт объединения трёх составных частей,
из которых любые указанные выше две пары пересекаются.
Существенное значение имеет сама область пересечения, в которой две части ЛПС
находят свои общие интересы или зону переговоров (ЗП) (например, цены на
приобретаемые сырьё, материалы, продукцию и т.п.). В этом случае образуются
пары продавец-покупатель. В качестве продавцов могут выступать поставщики,
производители, а в качестве покупателей, соответственно, производители и
потребители продукции, так что .
В случае отсутствия возможных компромиссов по договорной цене , а в противном
случае . Более того, чем больше по величине ЗП, тем больше возможностей для
нахождения компромисса между продавцом и покупателем.
Для типового состава производственной системы (ПС), можно записать многоместную
операцию пересечения , где ТР (Трудовые рес