Раздел 2
ФОРМИРОВАНИЕ системного представления производства на основе ЛОГИСТИЧЕСКИХ
принципов
2.1. построение теоретико-множественной модели производственной системы
Особенностями промышленной логистики являются: множественность функциональных
направлений деятельности; смена приоритетов в хозяйственной практике фирм,
отводящая в ней центральное место управлению потоковыми процессами, а не только
управлению производством; всесторонний комплексный подход к вопросам движения
материальных ценностей в процессе воспроизводства. C помощью логистики можно
осуществить оптимизацию рыночных связей и гармонизацию интересов всех
участников процесса товародвижения, совершенствовать управление материальными и
связанными с ними информационными и финансовыми потоками на пути от первичного
источника сырья до сбыта готовой продукции [23- 27].
Так, в [23] с помощью логистики совмещаются четыре области знаний – экономики
(Э), техники (Т), технологии (Те) и математики (М), что можно представить в
виде операции пересечения соответствующих множеств: .
Для общности промышленную логистику определим как некоторую область знаний
(ОЗ), получаемую совмещением целого ряда уже сформировавшихся областей знаний:
, где I – индексное множество, которое обосновывается экспертным способом.
Подобным образом можно определить инструментарий логистики (ИЛ):
, где конкретный математический аппарат, который получил применение в теории
логистических систем (например, метод системного анализа, методы исследования
операций и др.).
В данной работе предложены теоретико-множественные модели ЛПС, позволяющие
обосновать основные принципы алгоритма построения ЛИУС на основе анализа ЛПС.
Теоретико-множественные модели иерархических систем. В сложных системах процесс
функционирует на многих уровнях [89]. Компоненты, составляющие процесс,
необходимые для функционирования системы, называются подсистемами. В свою
очередь, подсистемы могут состоять из ещё более детальных подсистем. Иерархия и
количество подсистем зависят от внутренней сложности системы. Для каждого
процесса можно выделить соответствующую систему. Системы могут функционировать
одновременно, т.е. параллельно или последовательно.
Рис. 2.1. Схематическое представление четырёхуровневой иерархии систем
На рис. 2.1 представлена иерархическая четырёхуровневая система, в которой
системы А1, A2 и А3 входят в надсистему (гиперсистему) D, а система А1, со
своей стороны, состоит из подсистем В1 , В2 и В3.
Если нас заинтересуют структурные и другие характеристики одной из подсистем,
например, подсистемы В1, она станет исследуемой системой, А1её надсистемой
(гиперсистемой), а С1, С2, С3 подсистемами системы В1.
Для данного случая запишем следующее теоретико-множественное представление
[90]:
,,,,
Кроме того, можно выделить следующие четырёхуровневые цепочки (иерар –
хии):
, , ,
а также трёхуровневые иерархии:
,,.
Компоненты и могут быть в таких отношениях:
или , или , или .
Если подсистема состоит только из компонентов и , то .
Таким образом, системы, их подсистемы и надсистемы могут образовывать иерархию.
Бывают и неиерархические системы, например, системы с сетевой структурой, в
которых подсистемы или структурные элементы системы связаны друг с другом
сложными обратными связями, за счёт чего сильно влияют друг на друга, так что
невозможно выделить однозначно какую-то иерархию.
Представление логистических систем на основе теоретико-множественных моделей.
Логистические производственные системы должны определяться полным перечнем
дополняющих друг друга подсистем, что требует одновременного анализа в области
закупок, планирования и регулирования производства, контроля продукции, учёта
и сбыта. Поэтому определение рабочей модели изучаемой системы является одной
из первостепенных задач логистики.
Рассмотрим пример концептуальной модели, относящейся к целеориентированным ЛПС.
Представим множество и выделим из этого множества класс систем ,
функционирование которых направлено на достижение цели. Указанные системы ()
можно формально определить в виде кортежа , где - цель системы; - структура
системы; - условия достижения цели; - время достижения цели; - множество
логистических процессов, реализуемых посредством методов и средств, принятых в
данной системе, которое подразумевает процессы типа генерирования, передачи,
восприятия, распознавания, понимания, представления, хранения и поиска
информации, логического вывода, прогнозирования, реализации действия и.т.д.
Поэтому , где - методы достижения цели; - средства достижения цели; -
результаты обработки информации, принятые в данном классе систем .
Пусть ЛПС представлена тремя основными составляющими: материально-техническое
снабжение (МТС), производство (Пр), потребление (Пот).
Следует заметить, что
, ,,
т.е. ЛПС в данном случае образуется за счёт объединения трёх составных частей,
из которых любые указанные выше две пары пересекаются.
Существенное значение имеет сама область пересечения, в которой две части ЛПС
находят свои общие интересы или зону переговоров (ЗП) (например, цены на
приобретаемые сырьё, материалы, продукцию и т.п.). В этом случае образуются
пары продавец-покупатель. В качестве продавцов могут выступать поставщики,
производители, а в качестве покупателей, соответственно, производители и
потребители продукции, так что .
В случае отсутствия возможных компромиссов по договорной цене , а в противном
случае . Более того, чем больше по величине ЗП, тем больше возможностей для
нахождения компромисса между продавцом и покупателем.
Для типового состава производственной системы (ПС), можно записать многоместную
операцию пересечения , где ТР (Трудовые рес