РАЗДЕЛ 2
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ПРОЦЕССОВ ПОЗНАНИЯ И ТВОРЧЕСТВА
2.1. Основные идеи отечественной философии о значении и особенностях эмоционального постижения мира
В отечественной философии*, в отличие от философии западноевропейской, тема любви и сердца всегда занимала особое место, и познание большинство отечественных мыслителей понимали не как холодный, рассудочный, отстраненный от человека процесс, а как страстное стремление к истине, глубоко личностное, интимное, теплое, окрашенное гаммой эмоций, взволнованное состояние души. Разумеется, за весь период развития отечественной мысли в ней можно обнаружить направления, школы и отдельных мыслителей, тяготевших к самым разным типам философствования, в том числе, к рационализму, однако доминирующего статуса рационализм никогда здесь не имел.
Надо сказать, что отечественная философия, несмотря на свою принадлежность классической европейской философской традиции [47], представляет собой самостоятельное и оригинальное явление. Она с самого начала имела собственные задания и материал для философствования, собственный набор тем и идей, а в отношениях отечественной философии с западной традицией всегда были элементы натяжения, напряжения, конфликта. Это проявлялось в постоянной критике западной традиции и было обусловлено глубоким и сильным, хоть и опосредованным, имплицитным влиянием на отечественную философию восточно-православной традиции. Оно прослеживается во многих характерных чертах отечественной философии, в том числе в ее идеях о значении и особенностях эмоционального постижения мира.
2.1.1. Философия сердца Г.С. Сковороды. У истоков отечественной философии стоит выдающаяся фигура народного мыслителя Г.С. Сковороды. Он же одним из первых обратился и к понятию "сердца", играющему центральную роль в его философии. Г.С. Сковорода понимал внутренний мир человека как двухслойное образование. Первый слой - психологический - это сфера нашей духовной, интеллектуальной, сознательной жизни, она подвержена влиянию разнообразных внешних факторов, и философ считает этот слой поверхностным и второстепенным по сравнению с более глубокими образованиями, имеющимися у человека. По его мнению, поиски духовных ориентиров в психологическом слое являются огромной ошибкой, поскольку это сфера многих умов. Второй слой внутреннего мира человека, существующий за пределами непосредственного психосоматического опыта, Г.С. Сковорода называет "сердцем". Понятие "сердца" отражает всю полноту человека, сердце является средоточием всего человеческого в человеке и, что для нас очень важно, органом самопознания, сферой глубинного понимания, подлинного знания в отличие от поверхностного понимания психологического слоя [62; 63].
Согласно Г.С. Сковороде, процесс самопознания существенно отличается от процесса познания мира, который осуществляется средствами психологического слоя. В отличие от Сократа и связанной с его идеями тенденции в истории европейской философии, Г.С. Сковорода, опираясь на традиции восточно-христианской философии, понимает самопознание не как гносеологический, а как онтологический процесс. Самопознание представляет собой процесс реального приближения человека к Богу путем углубления в самого себя, результатом которого является преображение человека, его обожение. Цель самопознания не может быть реализована посредством интеллектуальных актов; высшая реальность, на его взгляд, постигается только в переживании. Вот почему органом самопознания является сердце, сам же процесс самопознания представляет собой акт любви. В диалоге "Нарцис", посвященном проблеме самопознания, Г.С. Сковорода рассказывает историю любви. Миф о влюбленном в себя Нарциссе представляется ему наиболее адекватным символом, передающим идею самопознания. "Образ Нарциса благовістить оце: "Пізнай себе!" Начебто сказав: чи хочеш бути задоволений собою і закохатися в самого себе? Пізнай же себе!" [64, с. 63]. О значении любви в процессе духовного познания говорит Г.С. Сковорода и в другом своем диалоге "Симфонія, названа книга Асхань, про пізнання самого себе": "Як можна любити, не проникнувши? Як же, не кохаючи, і проникнути? Оця-то сердечна пара Богу мила" [65, с. 164].
Обращая основное внимание на процесс самопознания, Г.С. Сковорода при этом не отрицал роли и значения научного познания, но он отмечал, что одного научного познания человеку недостаточно для счастья. "Чи знаєш, скільки вогнедишних гір по всій земній кулі? Ця правда хай тебе збагатить, хай поставить у список почесних людей, не заперечую, але не ощасливить серця твого..." [66, с. 255]. Научное, интеллектуальное познание окружающей действительности, безусловно, имеет смысл, так как позволяет увидеть в мире отображение высшей реальности, которую, впрочем, с помощью законов науки познать невозможно. Пагубным считал Г.С. Сковорода не само по себе научное познание мира, а ограничение познавательной деятельности только этим видом познания, поскольку, с его точки зрения, главным в человеке является не его интеллект, а более глубокая эмоционально-волевая сфера - сердце человека, откуда поднимаются, вырастают и мысль, и стремление, и существование [62; 67].
2.1.2. Кордоцентризм П.Д. Юркевича. Продолжает разработку понятия сердца другой украинский философ - П.Д. Юркевич. Уже название одной из основных его работ - "Сердце и его значение в духовной жизни человека" - говорит само за себя. В своем анализе П.Д. Юркевич опирается на библейское понимание сердца, которое есть хранитель и носитель всех телесных сил и средоточие всей душевной и духовной жизни человека. В нем коренятся не только многообразные душевные чувствования, волнения, страсти и нравственные состояния, но также и все познавательные действия души наиболее глубокой своей основой имеют не ум как таковой, а сердце. Размышление, по Библии, есть усоветование сердца; уразуметь сердцем значит понять; понять всем сердцем - понять всецело. Полагая средоточие духовной жизни человека в сердце, библейские писатели признавали голову как бы за видимую верши