РАЗДЕЛ 2
КОГНИТИВНЫЕ ОСНОВЫ ЯЗЫКОВОЙ ГРАДАЦИИ
2.1. Концепт "градация" как основа формирования категории градуальности
Формирование категорий происходит, по мнению когнитивистов, на базе определенных структур знаний - концептов, поскольку процессы категоризации и концептуализации взаимосвязаны и переплетены друг с другом. Для того чтобы определить содержание и объем категории, необходимо, прежде всего, выявить лежащие в ее основе концепты, их совокупность, концептуальные сферы, а далее - установить и когнитивные модели, структурирующие концептуальные сферы и категорию. Для градуальности категориальным, на наш взгляд, является концепт градации. Следует отметить, что в когнитивном аспекте градация может интерпретироваться в более узком смысле - как концепт, и в более широком - как концептуальная сфера, обнаруживающая связь с другими концептуальными сферами. На данном этапе исследования необходимым представляется выяснить особенности градации как концепта, формирующего соответствующую категорию градуальности.
Концептуализация, как и категоризация, находит свое выражение в языке. Одним из путей исследования концепта является изучение его языковой репрезентации. Градация - концепт довольно высокого уровня сложности и абстракции, который может восприниматься в целостном, нерасчлененном виде (как гештальт). Вместе с тем в целях научного анализа становится возможным выделение основных компонентов данного концепта, его признаков, установление особенностей его структурной организации, которые фиксируются языком. В связи с этим обратимся, в первую очередь, к анализу словарных дефиниций понятия "градация", представленных в энциклопедических и лингвистических (толковых) словарях:
1. Последовательность, постепенность в расположении чего-либо; последовательно расположенные этапы, ступени при переходе от одного к другому [26, с. 388].
2. Последовательность, постепенность в расположении чего-либо, расчленение процесса на этапы, ступени [152, с. 141].
3. Последовательность, постепенность в расположении чего-либо, при переходе от одного к другому [156, с. 172].
4. Последовательность, постепенность (обычно нарастающая) в расположении чего-нибудь, при переходе от одного к другому [126, с. 142].
5. Размеренная последовательность при переходе от одного к другому [173, т. 1, с. 611].
6. Постепенность; постепенный переход с усилением или ослаблением величины, силы, значения [153, с. 354].
7. Разбивка, разделение чего на градусы, означение на чем градусов; постепенность, ход исподволь, мерность, последовательность, рост степенями [53, с. 640].
Приведенные словарные толкования градации позволяют отметить отраженные в них особенности познания градации человеческим разумом: с одной стороны, градация воспринимается как целостный непрерывный процесс (континуальность), а с другой стороны, как "расчлененный" на определенные этапы процесс (дискретность). Причем это "расчленение", на наш взгляд, обеспечивается когнитивными способностями человеческого разума, поскольку объективной действительности, как уже отмечалось, свойственны непрерывные изменения. Отмеченные две когнитивные интерпретации градации человеческим разумом обусловливают выделение соответствующих признаков и компонентов данного явления. Прежде всего, это континуальность, непрерывность, которая эксплицируется во всех словарных дефинициях с помощью сем "постепенность", "последовательность", "размеренность", "исподволь". Непрерывность, в свою очередь, переплетается с таким фундаментальным компонентом градации, как изменение (движение, динамика), выраженным семами "переход", "ход", "процесс". Точнее сказать, изменение (движение, динамика) как компонент градации характеризуется непрерывностью. Движение, как известно, имеет свою направленность, хотя это свойство градации фиксируется не во всех ее толкованиях. Причем, как можно заметить, в большинстве определений (см. определения № 4, 6, 7) отмечается направление движения в сторону нарастания (увеличения), которое эксплицируется с помощью сем "нарастать", "усиление", "рост (степенями)", и лишь в определении № 6 зафиксировано противоположное нарастанию направление убывания градации (с помощью семы "ослабление"). Кроме того, в словарях отмечается, что слово "градация" происходит от латинского gradatio "постепенное повышение", которое также фиксирует только одно (нарастающее) направление процесса. Этот факт, вероятно, объясняется тем, что язык отражает наиболее значимую для человека информацию о концепте. Очевидно, что в окружающей действительности одинаково представлены как процессы нарастания, так и процессы убывания, однако для различных видов деятельности человека наибольшее значение приобретает нарастающая градация. Дальнейшее исследование языкового выражения градации в тексте позволит верифицировать сделанное предположение.
Возможность "расчленения" градуального процесса демонстрирует такое свойство градации, как дискретность и позволяет выделить определенные этапы (ступени, градусы) градации. То есть еще одним базовым компонентом градации является степень (этап, ступень).
Таким образом, исходя из рассмотренных дефиниций градации, выделим следующие основные компоненты данного концепта: движение / изменение (нарастание, убывание) и степени движения / изменения. Следует отметить, что понятие градации далеко не исчерпывается выделенными компонентами. Более того, каждый из компонентов может рассматриваться как отдельный концепт и требует дальнейшей конкретизации и детализации.
Важным является вопрос и о том, что подвергается градации, то есть градуируется. Рассмотренные выше словарные определения не дают ответа на этот вопрос, поскольку в них не уточняется, что градуируется: "расположение чего-либо", "переход от одного к другому". Лишь в определении № 6 отмечается, что происходит "усиление или ослабление величины, силы, значения". Величина, сила, значение есть не что иное, как признаки, поддающиеся градации, иными словами градуальные признаки. Таким обр