РАЗДЕЛ II. Информационное неравенство как социологическая проблема 94
2.1. Социологические аспекты информационного неравенства 94
2.2. Основные направления преодоления информационного неравенства 140
2. 3. Социальная политика государства по регулированию информационного неравенства в условиях формирования информационного общества 148
ВЫВОДЫ К РАЗДЕЛУ II 156
ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ 159
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 162
ПРИЛОЖЕНИЯ 177
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования
К наиболее значительным тенденциям современности следует отнести процессы глобализации и информатизации. Именно их синтез все в большей мере определяет вектор социального развития человечества в ближайшей перспективе. Приоритетность информационного развития как ключевого фактора, определяющего место страны в мировом сообществе, уже давно осознано во всем мире. Сегодня во многих развитых и развивающихся странах разработаны стратегии и комплексные программы информационного развития общества. План действий администрации США в области Национальной информационной инфраструктуры стал в свое время наиболее важной инициативой администрации Клинтона - Гора. В 1994 году Комиссией Европейского сообщества был принят план действий "Европейский путь в информационное общество", в 1995 году Финляндия разработала свою программу "Финский путь в информационное общество", в 1996 году правительством Германии была представлена программа действий "Путь Германии в информационное общество". На протяжении 90-х годов аналогичные программы были приняты в большинстве развитых и развивающихся стран. Был создан ряд международных организаций, призванных оказывать содействие построению информационного общества. Первым прецедентом поиска рациональной стратегии решения социальных проблем информационного общества стала Окинавская хартия глобального информационного общества. Отмечая революционизирующее влияние на мировое сообщество информационно-коммуникативных технологий, хартия декларирует, что "все люди повсеместно, без исключения должны иметь возможность пользоваться преимуществами глобального информационного общества. Устойчивость глобального информационного общества основывается на стимулирующих развитие человека демократических ценностях, таких как свободный обмен информацией и знаниями..." [108, с. 53]. Таким образом, на международном уровне впервые была поднята проблема информационного неравенства.
Сегодня в условиях развития глобального информационного общества существует противоречие между разными возможностями использования современных информационных ресурсов, доступ к которым означает доступ к информации и знаниям. Возникает новая иерархия критериев социального неравенства, важнейшим из которых становится доступ к информационным ресурсам, что отмечается в работах отечественных и зарубежных авторов.
"Глобальный тренд заключается в том, что информационная экономика подключает к сети тех, кто представляется для нее ценным (тем самым придавая им дополнительную ценность), но отключает тех, кто для нее не имеет ценности (тем самым еще более уменьшая их шансы обрести какую-то ценность). Это приводит к усилению социальной несправедливости в форме неравенства доходов, поляризации общества и нищеты", - отмечают М.Кастельс и П.Химанен [170, с.15].
Информационное общество отражает проблемы социальных отношений: имея огромный внутренний демократический потенциал, позволяя сделать открытым для граждан любое государственное учреждение или частную компанию благодаря обнародованию разнообразных сведений и организации доступа к ним, это общество, как и традиционные, оказалось неоднородным, поделенным на страты, на богатых и бедных. Граница возникает между теми, кто располагает техническими возможностями и необходимым образовательным уровнем для пользования информационными технологиями, и теми, кто из-за отсутствия средств на приобретение компьютеров и низкой квалификации в области новых технологий не имеет выхода в глобальную сеть. В век, когда информация определяет развитие производственных мощностей, воздействует на экономику и политику, неравенство оборачивается новыми социальными проблемами для тех стран, чей экономический и интеллектуальный потенциал и так не был высок: из-за этого бедные становятся еще беднее, а богатые еще богаче.
Необходимость социологического анализа проблем развития информационного общества вызывает интерес для современной Украины, которая активно включается в глобальное информационное пространство, развивая и осваивая новые телекоммуникационные технологии, решая проблемы в сфере распространения информации, формируя законодательную базу, регулирующую информационную деятельность.
Таким образом, возникает необходимость разработки методологии социологического анализа информационного неравенства, являющегося важной составной частью формирования информационного общества.
Исследовательскую проблему мы усматриваем в противоречии между потребностью общества в научно-обоснованной социологической теории информационного неравенства и современным уровнем знаний по рассматриваемой проблеме.
Несмотря на многочисленные публикации по проблемам информатизации общества, проблема информационного неравенства является малоисследованной, необходимость ее изучения на современном этапе развития украинского социума представляется нам актуальной.
Степень научной разработанности проблемы
Среди ученых, исследовавших проблемы развития концепций информационного общества, следует отметить работы Д.Белла, З.Баумана, З.Бжезинского, Ж.Бодрийяра, И.Валлерстайна, Ю.Хабермаса, Э.Гидденса, П.Дракера, Д.Рисмена, Г.Кана, Р.Катца, М.Кастельса, Н.Лумана, М.Маклюена, Й.Масуды, М.Пората, Дж.Стиглица, Т.Стоуньера, Д.Тапскотта, Э.Тоффлера, С.Хантигтона, Х.Шрадера. Иссл
- Київ+380960830922