Ви є тут

Психологічні детермінанти аутоперцепції якості життя хворими на невротичні розлади.

Автор: 
Каленська Галина Юріївна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2007
Артикул:
0407U003471
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БОЛЬНЫХ И МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
2. 1. Общая характеристика обследованных больных
Исследование проводилось в отделении неврозов и пограничных состояний Института неврологии, психиатрии и наркологии АМН Украины.
Общее количество больных, принявших участие в исследовании, направленном на изучение психологических детерминант аутоперцепции качества жизни, составляло 183 пациента. Среди них было 35 больных с неврастенией (F 48.0), 38 пациентов с тревожно-фобическим расстройством (F 42.0), 35 - с диссоциативным расстройством (F 44.7) и 37 - с расстройством адаптации (F 43.2). Группа сравнения состояла из 38 пациентов с эмоционально лабильным расстройством органического генеза (F 06.6). Возраст больных, принявших участие в исследовании был от 17 до 63 лет. Выборка больных состояла из 146 (79,78%) женщин и 37 (20,22%) мужчин. Дальнейший анализ социально-демографических характеристик проводился в каждой клинической группе отдельно (табл. А.1).
Во всех группах испытуемых преобладали лица женского пола, причем при диссоциативных расстройствах их количество составило 100%; при расстройствах адаптации - 94,59%; в группе больных неврастенией - 77,14%, при эмоционально-лабильных расстройствах органического генеза - 76,31%. Только в группе больных тревожно-фобическими расстройствами количество обследованных женщин и мужчин распределилось практически равномерно: 52,63% женщин и 47,36% мужчин.
Возраст больных с различными формами невротических расстройств колебался в пределах от 17 до 58 лет, при этом преобладали испытуемые старше 25 лет. При этом подавляющее большинство пациентов с неврастенией и органическим эмоционально-лабильным расстройством составили лица старше 40 лет (45,71% и 55,26% соответственно); в группе больных тревожно-фобическими расстройствами преобладала возрастная категория пациентов 30-39 лет (39,47%); при диссоциативных расстройствах также преобладали лица старше 30-39 лет (37,14%), однако, значительное количество испытуемых этой формы патологии составили пациенты 20-29 лет (31,42%); при расстройствах адаптации - также наблюдалась подобная тенденция: при преобладающем большинстве пациентов старше 40 лет, которые составили практически половину всех испытуемых данной формы патологии (48,64%), отмечалось значительное количество больных 20-29 лет (35,13%).
Большинство испытуемых с различными формами патологии состояли в браке: при неврастении - 82,85%, органическом эмоционально-лабильном расстройстве - 65,78%, тревожно-фобическом - 76,31%, диссоциативном расстройстве - 65,71% и при расстройстве адаптации - 62,16% случаев. Среди пациентов, принявших участие в исследовании, преобладали лица с высшим образованием. Большинство из обследованных занимались умственным трудом, однако, при диссоциативных и тревожно-фобических расстройствах значительную часть составляли пациенты, которые не работали (48,57% и 34,21% соответственно).
При этом больные с органическим эмоционально-лабильным расстройством и с расстройством адаптации были в большинстве были удовлетворены своей работой (68,42% и 56,75% соответственно), нежели пациенты других групп (рис.А.1). У больных с тревожно-фобическим расстройством степень удовлетворенности/ неудовлетворенности работой распределилась в равной степени (50/50%). При неврастении и диссоциативных расстройствах пациенты в большей степени были неудовлетворены собственной работой (54,28% и 65,71% соответственно). Показатели удовлетворенности пациентами своим социальным статусом представлены на Рис.А.2. Как видно из рисунка, практически все группы испытуемых были удовлетворены своим социальным статусом: больные с неврастенией на 65,71%, пациенты с тревожно-фобическими расстройствами на 63,15%, с расстройствами адаптации - на 62,16%. Наибольшее количество пациентов, довольных своим положением в социуме, были выявлены в группе сравнения (76,31% - при органическом эмоционально-лабильном расстройстве). Однако оказалось, что на 51,42% пациенты с диссоциативными расстройствами были неудовлетворены социальным статусом.
У испытуемых, принявших участие в исследовании, при всех формах патологии отмечалась высокая степень удовлетворенности имеющимися социальными контактами (рис.А.3.). При этом больше всех были удовлетворены межличностным общением пациенты с эмоционально-лабильным расстройством органического генеза (92,21%).
Анализ психотравмирующих факторов, лежащих в основе развития невротических расстройств, показал, что среди психотравмирующих факторов, лежащих в основе развития невротической симптоматики, наиболее часто встречались конфликтные отношения в семье, переживание по поводу болезни или смерти близкого человека, психоэмоциональное переутомление и фиксация на физическом "неблагополучии" своего организма (табл. А.2). Менее актуальными выявились переживания по поводу материально-бытовых проблем. Отмечалось, как правило, сочетание 2-3 факторов, значимых для возникновения заболевания, одновременно. В ходе анализа были определены специфические особенности, характерные для различных форм патологий. Так, для больных с неврастенией наиболее патогенными оказались переживания, связанные с функционированием семьи: частые конфликты, измена одного из супругов, развод, которые имели место в 45,71% случаев. При этом также значительная доля психотравм при неврастении была связана с переживаниями относительно болезни и смерти своих близких (34,28%), а также с ощущением психоэмоционального переутомления в результате напряженной работы либо длительного ухода за больным членом семьи (34,28%). Для пациентов с тревожно-фобическими расстройствами наиболее характерным оказалось тревога по поводу внезапно возникающих приступов вегето-сосудистой дистонии: резкие перепады артериального давления, тахикардия, нехватка воздуха, головокружение и т.д., которые имели место в 36,84 % случаев. Также для этой группы больных значимыми для начала заболевания оказались переживания болезни и смерти близких людей, что отмечалось