РАЗДЕЛ 2
СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ АУДИРОВАНИЯ РУССКОЙ РЕЧИ
В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ
Разработка методики обучения пониманию иноязычной речи на слух требует не
только глубокого изучения, анализа и синтеза теоретических работ, посвященных
данному аспекту преподавания РКИ, но и определения состояния проблемы развития
аудитивных умений иностранных студентов в учебном процессе вуза.
Для построения модели обучения аудированию важно было проанализировать
действующие программы, учебники и учебно-методические пособия в контексте
проблемы исследования; определить критерии отбора аудиотекстов с учетом
лингвистических, психологических, психолингвистических и лингводидактических
факторов; провести диагностико-констатирующий срез, выясняющий уровень
сформированности у англоязычных студентов-нефилологов умений и навыков
аудирования русской речи.
2.1. Анализ вузовских программ и учебников по РКИ в контексте темы
исследования
Эффективность обучения аудированию в значительной степени зависит от содержания
программ и учебников. Для объективной констатации состояния обучения
аудированию англоговорящих студентов негуманитарных специальностей необходим
анализ действующих программ по РКИ. Предметом нашего изучения явились программы
по русскому языку для студентов-иностранцев, обучающихся на нефилологических
факультетах вузов Украины [204; 230–231].
Как известно, общая цель обучения русскому языку студентов- иностранцев
нефилологических вузов в условиях языковой среды представляет собой комплекс,
включающий коммуникативную, образовательную и воспитательную цели, которые
находятся в тесном взаимодействии с задачами подготовки специалистов для
зарубежных стран.
Коммуникативная цель обучения является ведущей и достигается путем формирования
у иностранных студентов необходимых языковых и речевых умений в основных видах
РД (аудирование, чтение, говорение, письмо), обеспечивая им общение в условиях
русской языковой среды и овладение специальностью [231 с. 6].
Согласно требованиям к РД в области аудирования на основном этапе, студенты
должны уметь слушать и полностью понимать информацию устного сообщения,
предъявляемого в нормальном темпе, из учебно-профессиональной сферы с
последующей передачей его содержания с разной степенью свернутости; уметь
слушать и понимать наиболее значимую часть информации сообщения из
общественно-политической и социально-культурной сфер общения с использованием
ее в зависимости от целевых установок.
В программах указывается определенное количество часов, предназначенных для
аудиторной и самостоятельной работы студентов. Время, которое отводится на
обучение аудированию, можно представить следующим образом (табл. 2.1):
Таблица 2.1
Аудиторная и самостоятельная работа студентов по аудированию
с
Всего часов
Обучение аудированию
(и чтению на первом курсе)
Аудиторная
работа
Самостоятельная
работа
Аудиторная
работа
Самостоятельная
работа
280
110
60%
40%
II
3/4
210
70
15-20%
около 10%
III
5/6
140
210
до 10%
IV
7/8
72
120
Сферы предполагаемой коммуникации (учебная, общественно-политическая и
социально-культурная) манифестируются типологической разновидностью текстового
материала и тематикой, то есть регулируется предметная компетенция.
Тексты должны быть малоадаптированными/аутентичными и содержать информацию
научного, публицистического характера или являться произведениями
художественной литературы (малых форм), отражать факты культуры, истории и
современной жизни Украины.
Учебная сфера определяется содержанием программ дисциплин вуза. В качестве
учебного материала используются тексты из учебников, фрагменты монографий,
статьи из профильных научных журналов.
Тематика общественно-политической сферы определяется содержанием программ
общественно-политических дисциплин. Учебным материалом являются тексты лекций,
учебников по этим дисциплинам; статьи из газет, посвященные текущим вопросам
политической и экономической ситуации в Украине и за рубежом, из
социально-экономических и политических журналов; документальные и хроникальные
кинофильмы, радио- и телепередачи по актуальным вопросам экономики и политики.
Обучение в социально-культурной сфере включает аудирование художественных и
публицистических произведений, радиопередач; просмотр кинофильмов, спектаклей и
телепередач.
В программах указаны следующие умения, которыми должны владеть
студенты-нефилологи:
воспринимать сообщение в заданном темпе;
выделять основную информацию текста и сокращать второстепенную путем исключения
или трансформации;
оформлять письменное высказывание в виде планов разного типа;
сокращенно записывать слова и предложения;
устно передавать основные положения текста в соответствии с языковыми нормами.
Объективными показателями уровня владения умениями и навыками аудирования
являются полнота, точность и глубина понимания содержания аудиотекста.
Задания для итогового контроля уровня сформированности аудитивных умений и
навыков, как отмечено в программах, могут быть такими:
прослушать звучащий текст и составить план или ответить на вопросы по его
содержанию;
составить письменно конспект прослушанного сообщения или сформулировать его
основные положения;
передать устно основные положения аудиотекста или развернуть предложенные
пункты плана;
прослушать текст и составить письменно тезисы текста.
Требования к проведению итогового контроля представлены в
таблице 2.2:
Таблица 2.2
Требования к проведению итогового контроля развития у студентов-иностранцев
аудитивных умений и навыков
Курс