РАЗДЕЛ 2
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЕ «БЕЗОПАСНОСТЬ ПОЛЕТОВ» БУДУЩИХ
ПИЛОТОВ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ
2.1. Научные основы конструирования и дидактического наполнения дисциплины
«Безопасность полетов» в летном учебном заведении
Последние два десятилетия знаменуют собой бурный рост системных исследований в
различных областях человеческих знаний. Особое внимание системные концепции
получили среди ученых, работающих в области авиационной медицины и биологии
[74, 78, 101, 115, 116], целостного познания сущности человека и его
психологической структуры [37, 75, 83, 99, 103, 118, 129]. Несомненно, что
системные концепции позволили с новых теоретических позиций познать многие
проблемы человека.
Параллельно с частными и конкретными аспектами системного анализа в настоящее
время успешно развивается коммуникация научного познания, что позволило
сформировать методологическую ориентацию исследований в различных областях
человеческого фактора в соответствии с современным стилем мышления. Большой
вклад в разработку теоретических методологических основ системного подхода
внесли ученые: В.Г. Афанасьев [14], В.Н. Садовский [150], В.А. Энгельгардт
[181], а также В.Г. Горохов [44], В.С. Готт [45] и другие. Системный стиль
мышления, естественно, не мог не затронуть и педагогику.
Однако, в педагогике, сравнительно с другими областями человеческих знаний,
системный подход не получил такого бурного развития. По этому поводу
С.Я. Батышев [20] указывает, что в педагогических исследованиях системный
подход пробивает себе дорогу с некоторым отставанием, хотя принцип
комплексности обучения и воспитания раскрыт в трудах видных педагогов много
десятилетий тому назад. Дело в том, что педагогика не всегда видит в этих
системах целостное образование, состоящее из взаимодействующих компонентов.
Одной из важных задач в педагогике является разработка методологии системного
исследования, построения частных системных концепций и теорий. Особо важной
проблемой является определение целесообразного взаимодействия стыкующихся
наук.
Большой вклад в разработку методологических проблем педагогики системного и
компонентного подхода внесли С.И. Архангельский [13], П.К. Анохин [8],
М.А. Данилов [48], Ю.К. Бабанский [15, 16], С.Я. Батышев [20], М.И. Махмутов
[111, 114], В.С. Журавский, М.З Згуровский [56], И.П. Подласый. [132],
Д.В. Чернылевский [170] и многие другие.
Законы, методы и закономерности учебного процесса широко освещены в работах
С.И. Архангельского [13], И.И. Кобыляцкого [67]. Учебный процесс в высшей школе
может быть рассмотрен в двух плоскостях: как достаточно сложная система,
имеющая свои компоненты (цели обучения, содержание, средства обучения, методы и
т.д.), связанные друг с другом; и учебный процесс может быть представлен как
подсистема (элемент) более широкой системы «педагогического процесса»,
выступающего в единстве процессов обучения и воспитания [13]. Система учебного
процесса – важнейшее и непременное условие построения, организации,
функционирования и управления всех составляющих учебного процесса высшей
школы.
Системный подход является частью всеобщей методологии и отражает стиль мышления
в современной науке, ее интегративность. Именно на эту особенность указывал в
своих трудах М.А. Данилов [48]. По его мнению, методология педагогики исходит
из всеобщей методологии науки и анализа тенденций развития общества и
пользуется методами теоретического анализа и синтеза, а также логических
обобщений результатов исследований как педагогики, так и смежных с нею наук –
психологии, социологии, кибернетики и теории управления.
Системное осмысливание методологических концепций педагогики неизбежно
затрагивает междисциплинарную связь. Решить основные проблемы современной
педагогики собственными ресурсами не представляется возможным. Системный стиль
мышления в педагогике неизбежно выводит нас на уровень научного
взаимопроникновения и синтеза педагогики со стыкующими науками.
Системный стиль мышления современной педагогики означает, прежде всего,
поднятие ее творческого уровня, способного опережать наблюдения, опыты и
эксперименты, конструировать, моделировать новые системы воспитания,
образования и обучения [15, 22, 40, 56, 85, 156, 177]. В свою очередь,
изложенное выше, влечет за собой решение целого комплекса проблем, имеющих
принципиально важное значение и для наших исследований. Если будет обеспечено
моделирование педагогических процессов на базе системных концепций, то
неизбежно возникает проблема упорядочения средств подготовки профессионала.
Поэтому, особый методологический смысл приобретают вопросы прогнозирования,
учет социального и биологического в человеке, оптимизации учебного процесса. В
русле поиска путей детерминации целей, задач, содержания и других компонентов
учебного процесса на базе объективных законов идет теоретическое, системное
осмысливание современной педагогики [13, 15, 32, 67, 113, 119, 160, 170].
Ю.К. Бабанский, в своих трудах, писал [15, 18], что дальнейшее познание законов
и закономерностей обучения, является наиболее актуальной задачей современной
дидактики, из закономерностей процесса обучения вытекают принципы его успешного
построения.
Учет всех сторон жизни возможен на базе системного подхода. Вот почему в
педагогических исследованиях последних лет все чаще используются смежные
теоретические знания. Теория опережающего отражения успешно трансформирована к
сфере действия проблемного обучения М.И. Махмутовым [111, 114], оптимизация
процесса обучения на базе систематизации причинно-
- Київ+380960830922