Ви є тут

Спрямоване респіраторне тренування в оптимізації функціональних резервів системи зовнішнього дихання дітей дошкільного віку

Автор: 
Алпєєва Алла Вікторівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2008
Артикул:
0408U004018
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
МЕТОДЫ, ОРГАНИЗАЦИЯ И ОБЪЕМ ИССЛЕДОВАНИЙ
2.1. Организация и объем исследований
В исследовании принимали участие 140 детей в возрасте 5 - 6 лет (73 девочки и
67 – мальчиков), посещающие детские дошкольные учреждения. Детей, участвующих в
обследовании, разделили на три группы. 1-я группа – контрольная (n=61, 38 –
девочек и 23 - мальчика) – практически здоровые дети. 2-я группа - I основная
группа (n=41, 17 – девочек и 24 мальчика) – часто болеющие дети, посещающие
детское дошкольное учреждение не санаторного типа. 3-я группа - II основная
группа (n=38, 18 – девочек и 20 - мальчиков) - часто болеющие дети, посещающие
детское дошкольное учреждение санаторного типа (находящиеся на учете в
городском туберкулезном диспансере). Респираторная тренировка проводилась в I и
II основной группах.
Воздействия состояли из трех этапов (рис. 2.1): 1 этап включал в себя изучение
детьми подготовительных дыхательных упражнений для укрепления респираторной
мускулатуры. Данные упражнения проводили ежедневно в течение 2 недель. 2 этап –
выполнение основного комплекса специальных дыхательных упражнений. Специальные
дыхательные упражнения выполняли три раза в неделю, в течение трех месяцев.
Описание подготовительных и специальных дыхательных упражнений представлено в
отдельно изданных «Методических рекомендациях по применению респираторных
тренировок». Данное изложение защищено свидетельством (авторское право на
научное сочинение). На 3 этапе выполнение дыхательных упражнений сочеталось с
применением дыхательного тренажера. При использовании тренажерного устройства
все необходимые санитарно – гигиенические требования были соблюдены.

Рис.2.1 Схема коррекционных воздействий
Тренировка диафрагмального дыхания у детей дошкольного возраста достигалась
тем, что во время использования тренажера проводили трехкратную смену трубок.
Использовали трубки длиной от 1,4 до 1,5м, диаметром от 1 до 2,0 см, отдельно
скрученные в спираль 5 витками (внутренняя поверхность трубки имела шероховатую
поверхность). На одном из концов трубки находился надуваемый резиновый шар
(рис. 2.2). Продувание воздуха детьми контрольной группы через трубку с 5
витками без надетой резиновой игрушки на нее сопровождалось воспроизведением
звука, которое свидетельствовало о наличии резервных возможностей респираторной
мускулатуры практически здоровых детей. Сочетание шероховатой внутренней
поверхности трубки и надеваемого на свободный конец трубки резинового предмета
способствовало дополнительному увеличению сопротивления на выдохе и активации
дыхательной мускулатуры.
На первом подэтапе третьего этапа дети надували резиновый шарик через
тренажерное устройство с диаметром сечения трубки 1 см – первый режим
тренировки (количество выдохов в тренажерное устройство за одно занятие
соответствовало четырем – шести выдохам). Дети с недостаточными резервными
возможностями системы внешнего дыхания просто дули в тренажер. Критерием
перевода реабилитируемых детей с одного режима на другой явилось достижение
парциального давления углекислого газа в альвеолярном пространстве,
регистрируемого после одного выдоха через устройство (используемого при
тренировке), величины, РАСО2 до тренировок в состоянии относительного покоя.
Занятия проводили в утренние часы и после обеденного сна, в течение двух – трех
недель, ежедневно. Использование тренажера диаметром сечения трубки 1 см
способствует развитию респираторной мускулатуры, не приводя к быстрому спаданию
мелких структур воздухоносных путей. Через две недели упражнений трубку с
диаметром сечения 1 см заменяли на диаметр сечения 1,5 см. После адаптации к
режиму №2 детей переводили на режим №3 (который использовали в среднем в
течение трех – четырех недель).

Рис.2.2 Дыхательный тренажер для тренировки диафрагмального дыхания у детей
дошкольного возраста
При увеличении диаметра трубки повышался объем проходящей воздушной струи на
выдохе, для выведения которой необходимо увеличение силовых возможностей
респираторной мускулатуры.
Основными преимуществами дыхательного тренажера явились: возможность
индивидуальной коррекции путем изменения диаметра трубки; обеспечение
управляемого процесса; производимая коррекция в условиях, не требующих больших
площадей для организации оздоровительного процесса; простота в обращении и
интерес для детей в использовании; тренажер позволял развить и поддержать
функционально – резервные возможности респираторной системы, способствуя
выработке и закреплению стереотипа полного типа дыхания.
С детьми I и II основной группы исследования проводили до и после респираторной
тренировки, у детей контрольной группы – через шесть месяцев. Полученные данные
обрабатывались с помощью методов математической статистики.
2.2. Методы исследования
2.2.1. Определение уровня физического развития детей
Физическое развитие ребенка обусловлено комплексом наследственных и социальных
факторов. Простота антропометрических методов, объективность, возможность
полной автоматизации предопределяют их широкое использование в педиатрии. Для
многих заболеваний детского возраста не существует определенной симптоматики,
относящейся к раннему этапу развития болезни, поэтому нарушение физического
развития является одним из первых признаков неблагополучия. Исследование уровня
физического развития детей осуществлялось с помощью антропометрии, спирометрии
с последующим расчетом значимых для информации о физическом развитии,
совокупных величин. В качестве исследуемых показателей использовали длину (м) и
массу тела (кг)