Ви є тут

Основи психогігієнічного забезпечення гуманістично орієнтованої професійної підготовки студентів.

Автор: 
Носков Володимир Іванович
Тип роботи: 
Дис. докт. наук
Рік: 
2002
Артикул:
3502U000388
129 грн
Додати в кошик

Вміст

раздел 2.2).
В специальном медицинском отделении эффективность процесса реабилитации повышается в результате формирования у студента представления о силе воздействия комплекса физических упражнений, внушения себе желаемых состояний. В зависимости от пола, уровня невротизма, курса обучения и специальности сюжетные представления могут быть различными.
Так, при нарушении осанки, сколиозе I степени полезно не только заниматься направленным комплексом ЛФК, стремясь к правильному положению тела, сравнивая свое состояние с желаемым перед зеркалом, но и мысленно готовить себя к этим занятиям, как бы предваряя и направляя свои действия на конкретный результативный эффект.
Например, из исходного положения тела (лежа), перед наклоном вперед с вытянутыми руками, стремясь коснуться ладонями носков ног, следует выполнить следующие самокоманды:
"Я максимально расслабляюсь, распластавшись на ровном полу и раскинув руки в стороны, ладонями вверх. Затем, слегка приподняв туловище и ноги, - ощущаю опору в пояснице и медленно, расправляя позвоночный столб, вытягиваюсь во всю длину".
Зафиксировать правильное исходное положение.
Перед выполнением упражнения на счет "раз" мысленно представить, что при сгибании достигаем максимального наложения верхней половины тела на ноги, как будто это закрывающийся складной нож. Непосредственно после этого выполнить упражнение и зафиксировать крайнее достигнутое положение, удерживая его в течение 1-2 сек. После этого плавным движением возвратиться в исходное положение, распластываясь, как было указано выше.
По завершении всех упражнений комплекса ЛФК вновь без помощи рук плавно и постепенно сесть, а потом лечь на спину, достигнув таким образом расслабления, и вновь встать без помощи рук, вытянувшись перед зеркалом во весь рост и приближая себя к модели правильной осанки. Испытав при этом удовлетворение, ощутить настрой на ее удержание в течение всей предстоящей деятельности.
Перед сном следует аналогично занять исходное положение лежа и, расслабившись с помощью одной из формул, перейти ко сну.
На следующее утро, перед подъемом, после внушенного состояния расслабления перейти в состояние мобилизации и, поднявшись вышеуказанным образом, перейти к активной деятельности.
С учетом своеобразия нозологических форм болезней мысленные образы, предваряющие движение, следует строить по своим формулам и сюжетам. Так, приоритет ритмизации следует отдавать при тахикардии, экстрасистолии, брадикардии; стабилизации - при гипертонии, гипотонии, вегетососудистой дистонии; уравновешиванию - при неврастении, высокой невротичности, свойственной холерическому темпераменту, язвенной болезни желудка, двенадцатиперстной кишки; снижению утомления - при значительных физических, голосовых и других перегрузках.
В общем учебном отделении студентам с недостаточной выносливостью и низкой работоспособностью следует, по аналогии, составлять и осуществлять формулы действий, предваряя ими бег на длинные дистанции, восстанавливаться после этой двигательной нагрузки по тому же принципу.
В отделении повышения спортивного мастерства самовнушение может быть направлено на моделирование состояния уверенности перед конкретными соревнованиями, воссоздание образа предстоящего действия, планирование и предвосхищение поведения в различных соревновательных ситуациях, взаимодействие и сотрудничество в общении. Формулы самовнушения могут быть индивидуальны, но принцип общий - воссоздание образа, переходящего в практическое действие.
Таким образом, в ходе профессионального становления специалистов психофизиологические факторы способны играть существенную роль и должны быть использованы в педагогическом процессе в виде активных методов самовоспитания. Занимаясь аутогенной и эмоционально-волевой тренировкой, осуществляя самовоспитание, студент выступает субъектом саморазвития.
К этому следует добавить, что использование на занятиях ранее не известных студентам приемов самосовершенствования повышает привлекательность занятий для них, активизирует мотивацию саморазвития.
2.5. Функционирование образовательно-профессионального блока ОВК на основе принципа "свобода - выбор - ответственность" (на примере Донецкого института управления)
Гуманистически ориентированное образование ставит своей целью подготовку профессионально компетентных, здоровых, духовно развитых специалистов на основе стремления к обретению навыков ощущения или самопознания, профессионального самоопределения, самовоспитания, и, наконец, самоактуализации. Адекватно этой цели использование в деятельности по ее достижению принципа "свобода - выбор - ответственность" (см. выше, подразделы 1.2 и 2.1; далее будем пользоваться аббревиатурой СВО).
Проследим реализацию этого принципа на последовательных этапах взаимодействия вуза с обучаемыми: 1) подготовительно-организационном; 2) основном, который и представляет собой образовательный процесс. Студенты включаются в него, осуществляя учебно-познавательную и внеучебную деятельность.
В Донецком институте управления реализация принципа СВО начинается с разъяснения юношам и девушкам, желающим поступить в этот вуз, а также их родителям, особенностей педагогического процесса в нем. Это происходит на первых занятиях подготовительного (профориентационного) отделения, на родительских собраниях, во время подачи документов в приемную комиссию.
В ходе обучения на подготовительном отделении проводится обязательная диагностика здоровья, учебно-познавательной деятельности и личностных диспозиций обучаемых. На основании результатов диагностики оценивается психологическая готовность каждого абитуриента к учебе в ДИУ с учетом его профессиональной направленности и принципа СВО. С абитуриентами, чьи результаты свидетельствуют о неготовности к участию в образовательном процессе ДИУ в соответствии с избранной специальностью, проводится разъяснительная работа и даются необходимые рекомендации.
На торжественном собрании, посвященном началу у