РАЗДЕЛ 2
УПРАВЛЕНИЕ И РЕГУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИЯМИ
В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ
2.1. Государственное регулирование экономики в сфере
материально - технического обеспечения сельского хозяйства
Опыт развития стран Восточной Европы, в том числе и Украины до и после перестроечного периода, подтверждает, что социально-нравственные устои в обществе и становление государственности неразрывно связано с продовольственным благополучием в стране. Поэтому создание основ продовольственного благополучия в стране является приоритетной задачей государства.
В свою очередь достижение этой цели в аграрном секторе зависит от механизма реализации государственной политики в сфере АПК по реформированию земельных и производственных отношений на селе, технического перевооружения, ускоренного внедрения достижений науки и техники и на этой основе превращения этой отрасли в конкурентоспособный сегмент национальной экономики.
Механизм государственного регулирования экономики АПК включает в себя весь комплекс мер воздействия государства на систему экономических отношений на субъекты предпринимательской деятельности в сфере АПК. Низкорентабельные и энергоемкие отрасли сельского хозяйства требуют особенного подхода, так как вложенный капитал в эти отрасли дают меньше дохода. В свою очередь техническое перевооружение и инвестиций в эту сферу требуют постоянной поддержки государства при формировании цен на продукцию сельского хозяйства и регулирования их экономическими методами [96, c.6].
На Всеукраинском совещании работников агропромышленного комплекса Украины, сфера развития аграрного сектора экономики названа приоритетной задачей (г. Киев, 25-26 декабря 1995г.) [24].
Мировой опыт развития сельского хозяйства подтверждает, что сфера продовольственного подкомплекса нуждается в постоянной поддержке государства и в установлении эффективного контроля над использованием земельных угодий. В связи с этим основные направления государственного механизма регулирования в сфере АПК должны быть направлены на поддерживание общей доходности, антимонопольного регулирования, на содействие развитию рыночной инфраструктуры, обеспечение села доступным кредитом и т. д. К сожалению, существующая система государственного механизма регулирования не носит системный характер. Многочисленные механизмы государственного регулирования законодательно не оформлены, а потому не могут служить четким ориентиром субъектам предпринимательской деятельности в сфере АПК. Например, Постановление Кабинета Министров Украины "О неотложных мерах по обеспечению организованного сбора ранних зерновых культур в 1997 г.", №539 от 07. 06. 1997 г. и "О механизме обеспечения агропромышленного производства горюче-смазочными материалами на 1999 г." №1874, от 27.10.98 г., являются временными мерами [134, 144]. На наш взгляд, с учетом пройденного этапа построения рыночной модели экономики формы государственного регулирования в сфере АПК должны быть направлены или в виде прямого вливания, или в виде облегчения налогового бремени, или уменьшения кредитной ставки. Но, как показывает практика, независимо от формы и направленности государственной помощи она носит нелегитимный и бессистемный характер. Не возврат кредита также стал главной причиной снижения эффективности государственного механизма регулирования. Тем не менее нужно восстановить выплаты и дотации.
Другим важным резервом государственного механизма регулирования является защита интересов собственных товаропроизводителей. В последние годы введение механизма лизинговых поставок сельскому хозяйству техники дало возможности увеличить энерговооруженность труда [151,157]. Однако это позволило в несколько раз увеличить их стоимость для сельского товаропроизводителя. Особенно этим воспользовались коммерческие структуры. По лизингу поставлена основная часть зерноуборочной и другой сельскохозяйственной техники. В результате этого рынок дезориентирован, нет свободного движения товаров и услуг. Лизинг и далее будет одной из форм поставки техники сельским товаропроизводителям. Поэтому государство обязано регулировать движение техники от производителя к товаропроизводителям путем создания конкурентоспособных фирм, реализующих товары и услуги на аграрном рынке. При этом одной из альтернативных форм движения к цивилизованным рыночным отношениям является организация территориальных или региональных бирж, фьючерсная и оптовая торговля зерном, создание машинно-технологических станций по опыту Харьковского тракторного завода и др. Наряду с этим, в соответствии с Законом "О предпринимательстве" необходимо развивать крестьянские (фермерские) хозяйства, акционерные общества, малые и совместные предприятия, ассоциации, объединения кооперативов и другие формы.
На наш взгляд, механизм регулирования рынка техники и услуг в аграрной сфере должен базироваться на следующих принципах:
* аграрная политика государства должна быть направлена на то, чтобы ценовыми, налоговыми, финансово-кредитными и другими методами регулирования обеспечить платежеспособность сельских товаропроизводителей с целью создания условии для закупки новой техники, обновления материально-технических ресурсов и на этой основе повышения эффективности сельскохозяйственного производства;
* государственная политика поддержки отечественного производителя сельскохозяйственной техники путем оказания помощи в виде субсидий, снижения банковской кредитной ставки и др.;
* укрепление конкурентоспособности продукции отечественных производителей материально-технических ресурсов путем повышения надежности, экономичности и качества;
* создание паритетных условий товарообмена между потребителями материально-технических ресурсов, произведенных в промышленности и сельском хозяйстве;
* совершенствовать экономические взаимоотношения между потребителями и производителями сельскохозяйственной техники по техническому обслуживанию, ремонту и оказанию других видов услуг;
* развивать лизинговую форм