содержание технико-экономического развития торговых портов в системе международной транспортной интеграции. Этот процесс не ограничивается количественным ростом производственных и экономических показателей. Особое место занимает оптимизация совокупности качественных результатов относительно капитальных и текущих затрат.
Формирование производственного потенциала в условиях глобализации рынка транспортных услуг основывается на учете закономерностей, отражающих процесс эффективного позиционирования отдельных составляющих интегрированной системы в международном
разделении труда. Масштабы развития отдельных торговых портов должны обусловливаться как прогнозными темпами роста грузооборота, так и задачами адекватности состояния в течение жизненного цикла национальных предприятий, деятельность которых нацелена на обеспечение приоритетов сбалансированности региональных рынков [, ].
Повышению действенности конкурентных стивидорных ставок, обоснованию их роли как норматива предельного уровня затрат на перегрузочные работы содействует зависимость последних от технико-экономического уровня грузовых терминалов. Поэтому уровень цен на технические средства порта должны устанавливаться во взаимосвязи их производительности в системе транспортной интеграции.
При выборе в этих условиях параметров интеграции необходимо оценить сопоставимость условий работы порта по отношению с базисным уровнем. Для решения этой задачи предлагается рассчитать соответствующий коэффициент адекватности. Он основывается на уточнении степени изменения интенсивности формирования конечных результатов:
(3.)
где - интенсивность обработки тоннажа по варианту сложившейся интеграции обслуживания грузовых потоков;
?b - то же в базисном варианте функционирования торгового порта.
Тогда альтернативный производственный потенциал порта, который необходимо сформировать за счет собственных средств, должен соответствовать условию:
(3.)
где WQI - мощность терминалов, развитие которых обосновывается на существующей нормативной базе.
Таким образом можно определить оптимальную структуру развития производственного потенциала порта на основе сравнения альтернативных направлений позиционирования в системе обработки перспективных грузопотоков.
В общем виде управление проектами развития торгового порта по критериям адекватности внешней среде (рис. 3.) включает ряд стадий, соответствие которым обеспечивает рациональность позиционирования в конкурентном стивидорном пространстве:
прогнозирование потребности наращивания мощностей и инвестиционных ресурсов;
мониторинг текущего использования производственного потенциала по условиям взаимодействия;
мониторинг фактической эффективности функциональной деятельности в сложившихся условиях;
мониторинг времени реализации проектов по новым требованиям адекватности состояния данной локальной портовой системы.
КР
К
К
QI
Рис. 3.3. Формирование результатов и затрат по этапам (зонам)
интеграции торговых портов.
Как видно из рисунка 3., теоретически наибольшее соотношение затрат и результатов реализации проекта интеграции наблюдается на начальных стадиях (зоны , ). В дальнейшем формируется фактор устойчивости и мультипликационный эффект взаимодействия под
разделений глобальной системы транспортного взаимодействия. Результаты и затраты временного позиционирования потенциала порта по зонам, а, главное, их соотношение предопределяется достижением устойчивости этапа, который обеспечивает реализацию принципа эффекта масштаба.
Портовая система страны, независимо от характера ее распределения по формам собственности и управления, должна быть сориентирована на конкурентное участие в обслуживании транзитных грузопотоков. В этом аспекте может быть использован подход: "Для сегментации стратегических полей предпринимательской деятельности можно использовать такие параметры, как регион, продукты и клиенты" [ВнСС, с. ]. В соответствии с этим размещение новых мощностей национального портового комплекса должно учитывать устойчивость транзитных грузопотоков и приоритетность учета не только коммерческих, но и экологических факторов.
Ряд последовательных этапов реализации проектов развития порта на базе интеграционных проектов должен обеспечивать совершенствование взаимодействия флота, смежных транспортных предприятий и портов. Повышение производительности потенциала предопределяет рост не только результатов, но и совокупности затрат, особенно инвестиционных. Поэтому важно проследить момент установления эффективности использования производственного потенциала, который превышает допустимый или установленный норматив.
Для этого при равенстве или положительной тенденции роста стивидорных и сопутствующих ставок и сборов достаточно определить эластичность изменения затрат по производительности или росту объемов работ:
, (3.)
где IV, IV - инвестиционные затраты на обеспечение соответствия состояния локального портового комплекса относительно интеграционных проектов в расчетном и базисном периодах соответственно;
Q, Q - объемы работ по соответствующим проектам.
В качестве важнейшего вопроса управления технико-экономическим уровнем развития должен рассматриваться процесс ускорения перехода на интеграционные принципы взаимодействия различных участников рынка транспортных услуг. Ограниченность ресурсов и времени наращивания производственного потенциала должна учитываться не только в предпринимательских подсистемах, но и в государственной экономической политике.
Обоснование инвестиционных решений требует тщательных экономических расчетов по обоснованию инвестиционных проектов со стороны собственника будущего производственного потенциала и прогнозирования прибыли, которая будет формироваться. Возрастает актуальность
- Київ+380960830922