Ви є тут

Методы активизации творческого поиска в дизайне педагогический и проектно-практический аспект

Автор: 
Клубиков Борис Иванович
Тип роботи: 
кандидатская
Рік: 
1978
Кількість сторінок: 
288
Артикул:
134283
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Стр.
ВВЕДЕНИЕ, Необходимость совершенствования творческого
процесоа в соответствии с современными задачами развития народного хозяйства .............. 4-12
ГЛАВА I. Возможность и необходимость активизации и стимулирования творческого поиска в дизайне.
§ I. Дизайн и проблема творчества ..................... 13-24
§ 2. Эвристика. Прикладное значение фактических
методов гворчеокого поиока ....................... 24-38
§ 3. Функциональный аспект методики дизайна (ди-
зайн-стратегия и дизайн-тактика). Методы выбора тактических оредств решения гворчеоких задач ......................................... 36-44
ГЛАВА П. Методы прикладной эвристики применительно к задачам дизайна.
§ I. Классификация практических методов поиска решений ......................................... 45-54
§ 2. Методы прикладной эвристики и интуитивного
прогнозирования в дизайне ........................... 54-122
§ 3. Перспективы использования методов эвристики в
проектировании ................................... 122-136
ГЛАВА Ш. Методы обучения творческому поиску решений в дизайне.
§ I. Общее понятие об управлении обучением .............. 137-148
§ 2. Обоснование учебной программы "Технологические
приемы творческого поиока" ........................ 149-155
§ 3. Црограмма курса "Технологические приемы твор-
ческого поиска" (основы эвристики для дизай-
- 3 -
Стр.
неров) ............................................ 156-165
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Результаты исследования, их фактическая значимость, внедрение .......................................... 166-172
ЛИТЕРАТУРА ................................................ 173-186
ПРИЛОйЕНИЯ: I. Краткий эвристический словарь - справочник (с библиографией) ...................................... 187-247
Z^ Документация по проведению эвристического эксперимента:
а). Типовая карга эврисгичеокого метода . 248-252
б). Цригласительный билет и программа заседания коллективной генерации идей, проводимой методом "мозговой атаки".. 253-254
3. Универсальная матрица взаимодействий этапов и методов гворчеотва ....................... 255-256
4. Иллюстрации (эвристические уцракнения, тесты, специальные задания, комплексные программы работы) ............................ 257-277
5. Методологические основы научного управления обучением технологическим приемам
творчеокого поиска (обзор отечественных
%
и зарубежных щюграмм) ....................... 278-288
4
27
Главное внимание эвристика концентрирует на способах построения решений путем их последующего преобразования в определенный (/ план действий или программу* "Она ставит вопроса о том, каковы эти способы» каковы операционные процедуры, ведущие к созданию исходных идей, гипотез, планов и решений" (58, о.5)*
Предмет эвристики тесно оплетается с многими научными дисциплинами - логикой, философией, математикой, педагогикой ... Что же касается настоящего времени, то эвристика овязана с теми науками, "которые изучают поведение различных систем (биологической или
9 ' " " “ ' " ' “ * '.•
иной природы) и главным образом человека в ходе решения сложных задач. К этим наукам прежде всего следует отнести психологию мышления, физиологию высшей нервной деятельности, определенные разделы современной техники. Можно предвидеть, что в недалеком будущем к числу этих наук примкнет и молекулярная биология" (103, с.8).
Наиболее точное определение эвристики дает советский психолог В*Н*Пушкин. Он пишет: "Психологический процесс, о помощью которого решается проблема, вырабатывается новая стратегия, обнаруживается * нечто новое, носит название ... эвристической деятельности. Наука, которая иоолецует закономерности эврногичеокой, творческой деятельности человека, мокет быть названа эвристикой" (109, с.4-5). Ана-
% , %
логичным образом трактует предмет эвристики И.М.Розег в книге "Что такое эвристика" (115, с.7-8). В монографии "Психология фантазии", где о большой полнотой и разносторонне освещены основные проблемы ряда психологических аспектов творчества, включая приемы воспитания творческих способностей и различные мероприятия по оптимизации творческой деятельности, И.1*Розег отмечает, что "эвриотика изучает тог же круг вопросов, который объединяется термином "творчество" или обозначается словом "фантазия" (116, с.23). Автор считает, что
различное сдоообы стимулирования, творчества и генерирования идей опираются на одну из закономершстей процесса фантазии - на механизм анакоиоматизации (обесценивания связей, сочетаний, также любого споооба выполнения задачи, самого подхода к ней), который и обеспечивает открытие нового. Анакоиоматизация "выогупаег как причина не только новых продуктов фантазии, но и новых приемов умственной деятельности, новых "способов мышления”, чем и обуславливается неисчерпаемость творчества" (116, с.292). Принимая во внимание эти основные и дополнительные значения термина "эвристика", в данной работе будет использовано собирательное определение эвристики, как области знания, изучающей поихологию творческого или продуктивного мышления, закономерности построения новых цейогвий в новой для системы ситуации, а также пути и методы управления сложными творческими процессами (109, с.8; 57, с.121-122; 119; 152).
Эвристические проблемы уже давно привлекают внимание людей в силу своей "методологической и гносеологической значимости и, прежде всего, благодаря их специально научному и прикладному* ^ значению" (108; 18, о.76). Помимо основного, психологического направления исследователи выделяют два практических аспекта эвристики (58,
о.II):
а) педагогический аспект, связанный с разработкой целенаправленного управления умственной деятельностью;
б) кибернетический, нацравленный на построение эвристических про-
• - ь - '• ' ■- - -- - •-- - - • • - - - - — #
грамм для счетно-решающих уотройсгв.
Б плане приложения и кибернетике наиболее эффективные методы эври-
х; для многих наиболее сложных и наиболее интересных задач алгоритмы решения не найдены, даже известно, что они не существуют. В таких случаях прихоцитояприбегать к эвриотическим приемам (П. Линдсей, Д.Норман, 68, о.485).