- 2 -
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ............................................ 3
ГЛАВА I. НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИСТОКИ АРМЯНСКОЙ С1ШОНИЧЕСКОЙ
МУЗЫКИ.......................................... 18
1. Общая характеристика армянского композиторского творчества первых послевоенных лет . . 18
2. Интонация как фактор проявления национального. Первичные интонационные элементы армянской национальной музыки ................... 23
3. Развитие первичных элементов национальной музыки в армянском композиторском творчестве до 1940-х годов.......................... 38
ГЛАВА П. ТЕМАТИЗМ, ОСНОВАННЫЙ НА ФОЛЬКЛОРНОМ МАТЕРИАЛЕ В АРМЯНСКОЙ СИМФОНИЧЕСКОЙ МУЗЫКЕ ПЕРВЫХ ПОСЛЕВОЕННЫХ ЛЕГ........................... 56
ГЛАВА Ш. ОРИГИНАЛЬНЫЙ ТЕМАТИЗМ....................... 91
ЗАКЛШЕНИЕ............................................ 135
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..................... 148
НОТНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ.................................... 164
- 3 -
ВВЕДЕНИЕ
В армянском композиторском творчестве первых послевоенных лет симфоническая музыка занимает ведущее место-1-. Развитие ее совпало с подъемом творческих сил, связанных с деятельностью композиторов А.Бабаджаняна, А.Арутюняна, Э.Мирзояна, Л.Сарьяна, Э.Оганесяна, Дж.Тер-Татевосяна и других, отразивших в своем творчестве многие типичные черты советского искусства послевоенных лет. С их деятельностью связано широкое развитие многообразных жанров армянской инструментальной, вокально-инструментальной, симфонической музыки.
Наряду с молодыми композиторами в те годы продолжали интенсивно творить их старшие современники - А.Хачатурян, А.Степанян, Г.Егиазарян и другие. Однако новые "этапные" признаки, связанные с обновлением стиля, расширением образно-эмоциональной сферы, более активным освоением новых средств выразительности современной музыки наиболее ярко проявились в творчестве молодых.
В тесном сплаве традиционного и современного, при ярком своеобразии композиторских почерков симфоническая музыка этого периода привлекает национальной самобытностью музыкального языка, общей направленностью интонационной сферы - черты во многом определившие выбор темы данного исследования.
Армянская симфоническая музыка всегда представляла богатый и интересный материал для советского музыкознания. За последние десятилетия было создано немало ценных трудов, посвященных проблемам армянской симфонической музыки. В них особенно широко представлено симфоническое творчество А.Спендиарова и А.Хачату-
I В данном исследовании охватываются послевоенные годы с 1946-1961гг., поскольку эти годы составляют целостный период в развитии армянского композиторского творчества с характерными особенностями идейно-образной и интонационной сферы.
- 19 -
Концерт для скрипки с оркестром - 1949), А.Арутюняна (Симфония -1957, концерт для трубы с оркестром - 1950, концертино для фортепиано с оркестром - 1951, "Праздничная увертюра" - 1949), Э. Мирзояна ("Симфоническая сюита" - 1946 и "Праздничная увертюра" - 1947), Л.Сарьяна ("Симфоническая поэма" - 1950, "Симфонические картинки" - 1955), Э.Багдасаряна (Рапсодия для скрипки с оркестром - 1958). Новым этапом в развитии армянской симфонической музыки явились Симфонии Э.Оганесяна (1957), Дж.Тер-Татевося-на (1957,1959), Э.Мирзояна (1962), свидетельствующие о дальнейшем развитии армянской симфонии. В эти же годы созданы произведения А.Худояна (Симфония, Концерт для виолончели с оркестром, "Симфонические картинки"), Г.Арменяна (Концерт для флейты с оркестром), К.Орбеляна (Симфония) и других.
В этих произведениях, представляющих лучшие страницы армянской симфонической музыки 50-60-х годов отразились многие характерные черты композиторского мышления того времени. Это, прежде всего, общая направленность идейно-образной сферы, характеризующейся, главным образом, объективным отображением действительности, эмоциональной насыщенностью, романтической приподнятостью чувств, высоким гражданственным пафосом. Для многих названных произведений характерно сочетание эпически-монументальных, конфликтно-драматических и лирико-психологических образов.
Общность тематики, цельность музыкального языка безусловно имели свои глубокие корни, свои предпосылки. Прежде всего, здесь сказывалось то обстоятельство, что к моменту появления на творческой арене композиторов нового поколения, многие значительные достижения армянской композиторской школы были обобщены, подытожены и подняты на новую ступень развития в творчестве А.Хачату-ряна, что открывало богатые возможности для новых дерзаний молодых композиторов в сфере соединения национально-традиционных и
- 20 -
современных средств выражения.
На формировании художественного мировоззрения и музыкального мышления композиторов этого поколения сказалось огромное воздействие ведущих представителей советского симфонизма - Д.Шоста-ковича, С.Прокофьева, А.Мясковского и др. В своем творчестве они активно вбирали также лучшие традиции представителей русской классической школы - П.Чайковского, Н.Римского-Корсакова, А.Бо-родина, С.Рахманинова и других - в сфере формообразования, приемов развития, фактурных особенностей и т.п. Эти влияния преломлялись активно-творчески, в стремлении развить свою манеру письма, свой собственный язык. И, безусловно, в своеобразии и целостности интонационного словаря данного времени решительную роль играло наличие ярких творческих индивидуальностей, самобытных художественных дарований, каковыми явились многие из названных молодых композиторов. При всем этом, в тот период еще, влияния советской и западноевропейской музыки передавались новому поколению армянских композиторов непосредственно через творчество А.Хачату-ряна, ибо здесь они впервые получали ярко-национальное, своеобразное звучание. В творчестве А.Хачатуряна кристаллизировались новые интонационно-тематические образования, синтезирующие в себе достижения советского симфонизма с особенностями национальной музыки, которые со временем утверждались как новые компоненты музыкального языка и находили широкое развитие в армянском композиторском творчестве последующих лет. От музыки А.Хачатуряна в симфоническое творчество послевоенных лет перешли задорно-стремительные темы с токкатной основой, целеустремленные темы, связанные с динамикой современной жизни, с полнокровным, празднично-приподнятым жизневосприятием советской действительности. Наряду с этим -задушевно-лирические, диалогические темы, идущие от балетных адажио и медленных частей инструментальной музыки А.Хачатуряна, ко-
- Київ+380960830922