СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I
ГЛАВА II
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
№2
№3
.............................................. 3
Организация и функционирование Татарской
оперной студии при Московской государственной консерватории в контексте музыкальной культуры Татарии 30-х годов XX века......................................... 18
1.1 Музыкальная культура Татарии в начале
1930-х годов и предпосылки формирования
т 18
Татарской оперной студии.......................
1.2 Организация студии: структура и
финансирование................................... ^
1.3 Деятельность оперной студии в атмосфере
администрирования и идеологического
прессинга 1930-х годов......................... 42
Учебно-творческая деятельность
Татарской оперной студии....................... 62
2.1 Вокальное отделение........................ 62
2.2 Концертная деятельность.................... 99
2.3 Композиторское отделение..................... 113
2.4 Литературный сектор.......................... 163
................................................. 179
................................................. 185
Список учащихся Татарской оперной студии 206
Список педагогов Татарской оперной студии 209
Список распределения учащихся вокального отделения по специальности....................... 211
ВВЕДЕНИЕ
30-е годы XX века явились сложным и чрезвычайно насыщенным периодом в истории страны Советов, приступившей к основательному строительству «нового мира» и модели новой культуры. Для воплощения последней была разработана государственная программа «культурного строительства», в которой искусство рассматривалось как часть «общепартийного дела». В эти годы определились и принципы национальной культурной политики, призванной обеспечить стабильность и единство многонационального государства. Поэтому «ускоренное развитие» национальных культур стало приоритетной государственной задачей.
Одним из важнейших звеньев национальной культурной политики являлось и динамичное развитие музыкальных культур. В республиках открывались музыкальные театры, филармонии, создавались симфонические оркестры, государственные коллективы песни и танца, различные хоровые, танцевальные и инструментальные коллективы, развивалась система музыкального образования, стимулировалось самодеятельное творчество.
Своеобразной «витриной» достижений социалистического строя, успешности «мудрой национальной культурной политики Ленина-Сталина» являлись такие культурные акции, как Декады литературы и искусства национальных республик, проводимые в Москве (с 1936 - 1941 гг.). В грандиозных концертах звучали народные песни и танцы, произведения национальных композиторов в исполнении больших хоров, оркестров народных инструментов, симфонических оркестров, различных ансамблей и солистов.
Важным «пунктом» национальной культурной политики в 30-е годы, доказательством ее результативности стало открытие в республиках национальных оперных театров (своего рода аналогов Большого театра СССР) и создание «своих» национальных опер. Освоение композиторами таких жанров европейской музыки как опера, балет, симфония являлось одним из показателей успешного развития музыкального искусства
3.Ахметова). Эти коллективы не закрепились в составе радиокомитета, они собирались для отдельных записей, концертов1.
В 1930-е годы широко практиковалась прямая трансляция симфонических и эстрадных концертов. Артисты выступали на сценах городских домов культуры и театров, давали концерты в селах, поэтому радио как бы выполняло функции филармонии, которая была организована позже, в 1937 году.
К концу 1930-х годов часто проводились лекции-концерты, трансляции торжественных собраний, концертов и спектаклей. Не раз транслировались тематические передачи, посвященные классической музыке или лекции-концерты, посвященные творчеству композиторов-классиков2. Были и передачи, посвященные крупным писателям, например, вечер романсов и арий на слова А.С. Пушкина3. Кроме того, широко практиковались передачи, посвященные жизни и творчеству современных композиторов, или сборные концерты, составленные из произведений И.Дунаевского, М.Музафарова,
А.Ключарева, С.Сайдашева, Ф.Яруллина, Дж.Файзи, В.Виноградова и т.д4.
В программах радио нередко были представлены концерты из музыки народов СССР, в которых звучали чувашские, башкирские, казахские, армянские, узбекские, балкарские, монгольские, азербайджанские песни; прошел даже вечер испанской музыки.
В 1936 году Татарский радиокомитет (ТРК) участвует в Первом Всесоюзном радиофестивале. В 35-минутной программе прозвучали народные песни и произведения татарских композиторов в исполнении
1 ЦГЛИПД PT. Ф.15. Оп.З. д. 861. Л.27.
Также при радиокомитсте были организованы татарский хоровой кружок (детский и взрослый), детский шумовой оркестр. В 1938 году симфонический оркестр не был утвержден по смете из-за организации государственного симфонического оркестра филармонии, штатные вокалисты и инструменталисты также были переведены на договора И ЦГАИГ1Д РТ. Ф.15. Оп.З. Д. 1785. ЛЛ.64, 85, 89.
2 Например, 3 октября 1937 года состоялся концерт музыки барокко. Звучали Чакона, Ария, Инвенция, Прелюдия и фуга Баха, Concerto grosso и Largo Генделя, Мелодия и вступление к опере «Альцеста» Глюка.
6 мая 1939 года состоялась передача в жанре лекции-концерта, посвященная творчеству П.Чайковского. Прозвучали ария Ленского из оперы «Евгений Онегин» в исполнении С.Лемешсва (партия фортепиано -П.Серебряков), дуэт Прилепы и Мнловзора из оперы «Пиковая дама» (А.Халилеева и Е.Вербникая), ария Кочубея из оперы «Мазепа» (А.Багурин, фортепиано - Преображенская)// ПА РТ. Ф. 128. Оп.1. Д.2.
3 НА РТ. Ф.128. Оп.1. Д. 2681.
1 Там же.
20
оркестра, солистов радио и участников художественной самодеятельности республики. В этом же году из Казани по Всесоюзному радио транслировался монтаж спектакля «Голубая шаль» К.Тинчурина с музыкой С.Сайдашева.
Важную работу ТРК пел с художественной самодеятельностью1.
В конце IV квартала 1937 года с получением от Всесоюзного радиокомитета новой звукозаписывающей аппаратуры стало возможным производить записи на татарском языке. В ноябре, декабре для создания таких записей приглашались лучшие местные исполнители, некоторые студенты Татарской оперной студии при Московской консерватории. Всего было записано 65 различных произведений общим объемом звучания 5 часов 36 минут. В 1938 году обогащение музыкальных программ происходило за счет записей учащихся Татарской оперной студии при МГК (исполнявших народные песни и произведения Н.Жиганова, З.Хабибуллина, М.Музафарова и других композиторов) и частично силами филармонии.
В целом в репертуаре радио доминировала вокальная музыка -различные народные песни, песни композиторов. Транслировались, хотя и реже, произведения западных композиторов-классиков, советских композиторов, концерты симфонической музыки, передавались и оперные произведения (в качестве монтажа, отдельных фрагментов или целиком)2.
Центром культурной жизни республики описываемого периода был Татарский государственный академический театр (ТГАТ). История татарского театра ведет свое начало с 1906 года, с образования первой
1 В 1937 году ТРК провел фестиваль художественной самодеятельности, в котором приняли участие творческие коллективы Казани и 15 районов республики. В качестве поощрения лучшим коллективам предоставлялось право выступления перед микрофоном в радиостудии. Итоги фестиваля объявлялись но радио, а в районах специально для прослушивания итоговой передачи фестиваля были организованы коллективные слушания. Исполнялись русские и татарские народные песни, песни советских композиторов - Покрасса, Дунаевского, Блантсра и других; упоминаются также классические произведения - «Душечки-девпцы» Даргомыжского, Дуэт Полины и Лизы из оперы «Пиковая дама» Чайковского, Тирольская песня из оперы «Вильгельм Тслль» Россини, романсы Шумана, Даргомыжского, Римского-Корсакова, Гречанинова// IIА РТ. Ф.4493. Оп. 1. Д. 18.
2 Например, монтаж комической оперы «Проданная невеста» Сметаны, монтаж оперы Дзержинского «Тихий Дон», опера Чайковского «Пиковая дама» в 1938 году, монтаж казахской оперы «Кыз-Жибск» Брусиловского, опера Чайковского «Евгений Онегин», отрывки из оперы «Качкын» Жиганова и «Галиябану» Музафарова в исполнении учащихся Татарской оперной студии М. Булат-Родионова и Ф.Насретдииова и др. // НАРТ. Ф. 128. Оп.1. Ед.хр. 2956. ЛД. 192-199; Ед.хр. №2681. ЛЛ.16, 26-
21
- Київ+380960830922