Ви є тут

Пейзажные образы в фортепианном творчестве конца XIX - начала XX веков. К проблеме изобразительности в искусстве

Автор: 
Парусова Екатерина Владимировна
Тип роботи: 
кандидатская
Рік: 
2010
Кількість сторінок: 
257
Артикул:
133715
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение..................................................3
Глава первая
Историческая динамика пейзажной изобразительности 18
Глава вторая
Клод Дебюсси, Морис Равель................................56
*
Глава третья
Александр Скрябин. Сергей Рахманинов.....................102
Заключение...............................................146
Библиография.............................................154
Приложение I Нотные примеры..............................173
Приложение II Иллюстрации................................225
Приложение Ш Литературные тексты.........................245
2
Введение
Предлагаемая работ посвящена проблеме осмысления изобразительности в фортепианной музыке конца XIX — начала XX веков. Этот аспект, в силу необходимости, рассматривается в более широком контексте художественной изобразительности в целом.
Изобразительность в искусстве - понятие очень широкое. Оно касается таких всевозможных визуально-воспринимаемых и объективно существующих качеств окружающего мира, как пространство, цвет, материальная форма предметов, движение и происходящие с ними изменения. Изобразительность охватывает то, что доступно .непосредственному чувственному воспри-ятию, и то, что недоступно ему, а также временное развитие событий - фабулу, развёрнутое повествование, динамичное действие. Более того: изобразительность охватывает мысли, идеи, взаимоотношения людей, духовный облик человека, эпохи, эмоциональное и психологическое состояние личности, связанное с изображённой ситуацией. Собственно, нет такой сферы материального мира, которая не охватывалась бы изобразительностью. Естественно, она представлена очень широко. Изобразительность - одно из главных оснований искусства и одна из главных его особенностей, связанная прежде всего со спецификой творческого процесса.
Заметим, что в общетеоретическом плане изобразительность интерпретируется как отражение действительности в наглядных образах, легко узнаваемых формах самой действительности. Напомним, что Объектом (источником) изображения и основным предметом изображения в искусстве является природный мир. В глобальном смысле природа понимается как нечто, порождающее всё существующее, выступающее как единое целое - как то, что воз-
эпоху позднего варварства) собственно художественных мотивов, связанных с изображением природы, свидетельствуют о зарождении и развитии пред-пейзажа. Одновременно с предпейзажем формировалась изобразительность.
Одним из сущностных стимулов возникновения предпейзажа исследователи в теоретических работах называют начальную, ещё стихийную потребность сформировать навыки, необходимые для жизни коллектива, направить людей на действия (охота на крупных животных, др.), связанные с опасностью, борьбой человека со стихиями природы, сформировать взгляды на природу. Как указывали К. Маркс и Ф. Энгельс в «Немецкой идеологии», древнейшее сознание — осознание природы, которая первоначально противостоит людям как совсем чуждая, всемогущая и неприступная сила. При этом не подлежит сомнению следующее: точные познания доисторическим человеком природного пространства были неисчерпаемы. «Дикари и варвары, -подтверждает Э. Тэйлор, - обладают обширным количеством эмпирических знаний и, действительно, без них борьба за жизнь была бы совершенно невозможной» [15, 75(5].
Ход исследований привёл учёных (А. Афанасьева, М. Кагана и др.) к заключению: первобытное искусство — это, по сути, познавательная деятельность, проникающая в глубины бытия. По мнению А. Лосева, которое он высказал в «Истории античной эстетики (ранняя классика)», «древние вообще очень слабо расчленяли искусство и ремесло, а также искусство и умственную деятельность». Согласимся с заключением Ю. Вальтера, что членение искусства отсутствовало и намного позже, к примеру, у Платона. У Аристотеля сам термин «искусство» имеет предельно широкий смысл: по его мысли, это всякая практическая деятельность человека.
Развитие изобразительности в период палеолита происходит по разным направлениям. Одно из них - собственно изобразительное (реалистическая линия предпейзажа), где основной темой произведений были звери. Исследователи подчёркивают, что наскальные изображения этой линии (особенно
ярко представленные в пещерах Нио, Труа Фрер, Пеш-Мерль, Ласко, Фон-де
24
Гом в Южной Франции, Альтамира в Северной Испании и в других местах — например, в Каповой пещере на Урале) нередко выполнены с поразительным реализмом, с точностью, сравнимой с научной. Первобытный художник копирует видимое, то есть использует прямую изобразительность, несмотря на крайнюю скудность технических средств.
Реалистическое направление нредпейзажа привлекает тонкостью понимания мира животных, умением передать как статику, так и динамичность образа, множество тонов и оттенков, мягкость линий, свежесть и гармонию красочных сочетаний, умением задать ритм движения, уловить едва заметные состояния, «зафиксировать» одухотворённость образа. Примечательно, что в образах, создаваемых контуром, цветовые пятна выделяют лишь самое существенное (фигуры бизонов в пещере Альтамира). Красочные аккорды живописи поражают выразительностью, изображения зверей исполнены убедительной магической силы (пещера Ласко).
Параллельно с собственно изобразительной линией предпейзажа развивалось отвлечённо-аллегорическое, символическое направление. Данный путь вёл от непосредственного наблюдения - к обобщению, абстрагированию; от конкретного образа — к его символическому знаку, а затем — к чисто декоративной фигуре [35, 42]. В пиктограммах, орнаменте выражались ощущения природных ритмов, постигались пространственно-временные законы бытия. По мнению Э. Геккеля, через симметрию и ритм орнаментального стиля осмысливались «общие природные законы взаимосвязи и уравновешенности составных частей всякого организма» [35, 43]. Геометрические формы первобытной орнаментики постепенно развивались, приобретали изящество, гибкость, округленность.
Таким образом, в первобытном предпейзаже наблюдаются разнообразные способы постижения природных законов, всех пространственно-временных представлений о бытии, что проявляется в создаваемых образах реального и ирреального мира. Изучение показало: в целом путь предпейзажа
шёл от первоначально разрозненных представлений о природном пространстве, от
25