Ви є тут

Традиционная инструментальная музыка Индонезии в контексте мифопоэтических представлений

Автор: 
Алябьева Анна Геннадьевна
Тип роботи: 
докторская
Рік: 
2009
Кількість сторінок: 
345
Артикул:
133522
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Оглавление
Введение................................................ 3
Глава I. О мифопозтической картине мира индонезийцев 23
Глава II. Инструментальный тембр как глубинная структура:
семантические возможности и цветовые параллели..................51
Глава 111. Музыкальный инструмент и музыкальное мышление:
структура-гемброформа-функция...................................86
Глава IV. О классификации традиционных индонезийских
музыкальных инструментов.......................................131
Глава V. Инструменты оркестра гамелан и мифопоэтические
классификанты..................................................170
Глава VI. Гамелан: видовое разнообразие, принципы построения
звуковысотного пространства (тембровый, ладоинтонационный и
временной аспекты).............................................205
Глава VII. Темброформа трансового действа Рейог Понорого в
системе индонезийской близнечной мифологии....................249
Заключение..............................................287
Список литературы.......................................292
Приложение..............................................335
2
Светлой памяти моего папы Геннадия Илларионовича Осипова
посвящаю
Введение
Актуальность исследования обусловлена все возрастающим интересом к традиционной культуре народов мира, поскольку современные идеи глобализации и интеграции мирового пространства находятся во взаимодействии и как бы уравновешиваются особым пониманием необходимости сохранения, развития и передачи своеобразия культурных ценностей отдельного народа, зафиксированных в его искусстве, из которых и складывается мировая цивилизация. Музыкальная культура Индонезии является одной из уникальных составляющих этой целостности. История развития культуры Индонезии характеризуется тем, что, находясь на стыке двух материков, эта страна с древнейших времен подвергалась сильным религиозным и культурным влияниям, но при этом сохранила свою самобытность. Индонезию принято рассматривать в качестве историко-культурного региона, что позволяет изучать индонезийскую культуру как единую систему1. Кроме того, данный регион представляет особый интерес в свете современной геополитической ситуации и прежде всего заслуживает внимания своей принадлежностью к исламскому миру.
Актуальность избранной темы обусловлена не только отсутствием в отечественном музыкознании специальных исследований по традиционной инструментальной культуре Индонезии, но и особым
Историко-культурный регион - «совокупность территорий, обладающих не только значительным экономическим, социальным и культурным сходством, но и общностью достаточно длительного нстортюского процесса» [461; с. 5].
3
заменять» [413; с. 18]. Э. Кассирер, разрабатывая символическую теорию мифа, рассматривал мифологию как символическую форму культуры, представляющую собой замкнутую символическую систему, объединяемую характером функционирования и способом моделирования окружающего мира. При замене одних символов другими мифическая мысль делает описываемые ею предметы «более умопостигаемыми (хотя полное преодоление метафоризма и символизма в рамках мифа невозможно)» [там же; с. 13].
В этой связи хотелось бы обратить внимание на мифологическое понимание числа. Число, согласно Э. Кассиреру, одновременно несет в себе «момент всеобщности и момент постоянного обособления», при этом число никогда не бывает просто порядковым числительным — у каждого числа «своя собственная сущность, своя собственная природа и сила» [227; с. 150]. Именно эта индивидуальная природа числа является, по мнению ученого, всеобщей постольку, «поскольку она в состоянии пронизать самые разнородные, для чисто эмпирического восприятия абсолютно гетерогенные разряды бытия и обеспечить, благодаря этому, их взаимосвязанность». Э. Кассирер приходит к выводу, что в мифологическом сознании число служит первичной и основополагающей формой отношений - «если для логического мышления число обладает универсальной функцией, универсальным значением, то для мифологического восприятия оно - изначальное «существо», сообщающее свою сущность и силу всему тому, что иод него подпадает» [там же]2.
Ученые отмечают, что мифологическое мышление оперирует семантическими бинарными оппозициями (светлый-темный, теплый-холодный, внутренний-внешний), которые соответствуют и пространственно-временным отношениям (небо-земля, земля-подземный
2
О развитии понятия числа в двух разных формах мышления — теоретической (научной) и мифологической — см. болсс подробно в работе Э. Кассирера [227; с. 149-157].
34
мир, север-юг, запад-восток, деиь-ночь, зима-лето, солнце-луна), и социальным (свой-чужой, мужской-женский, старший-младший, низший-высший), и границе природы и культуры (вода-огонь, солнце-огонь очага, вареный-сырой, селение-пустыня и т.п.), а также обозначают фундаментальные антиномии: жизнь-смерть, счастье-
несчастье и главную мифологическую оппозицию — сакральный-профанный [301; с. 25]. .
Кроме того, мифологическое мышление устанавливает «известный параллелизм между различными рядами семантических оппозиций» [там же]. Гак, например, противопоставление высокого и низкого предполагает «контрасты неба и земли, земли и подземного мира, частей тела, расположенных выше и ниже, уровней высокий-низкий в социальной иерархии» [там же].
При этом наличествует тенденция, также свойственная мифологическому мышлению, маркировать один полюс оппозиции позитивно, а другой негативно. Высокий, прямой, мужской, старший, близкий, свой, сухой, день, небо (в отличие от земли), земля (в отличие от подземного мира), белый, красный - относятся к позитивному полюсу. Тогда как — низкий, левый, женский, младший, дальний, чужой, мрачный, влажный, невидимый, черный, ночь - обычно отмечены негативно [301; с. 25]. Хотелось бы обратить внимание, что принадлежность к позитивному или негативному началу члена оппозиции не всегда однозначно выдерживается, поскольку, обладая амбивалетным характером, одно и тоже явление может быть отмечено и как положительное, и как отрицательное. Так, например, земля может характеризоваться и как положительный (по отношению к подземному миру), и как негативный (по отношению к небу) член оппозиции. То, какой своей гранью предстанет явление, во многом определяется контекстом. Следовательно, при выявлении принадлежности какого-либо явления мифопоэтической картины мира индонезийцев к
35