Ви є тут

Архаичные и традиционные технологии в современном дизайне текстиля

Автор: 
Исаева Татьяна Ивановна
Тип роботи: 
кандидатская
Рік: 
2009
Кількість сторінок: 
148
Артикул:
133070
179 грн
Додати в кошик

Вміст

6
8
10
11
11
12
13
13
17
19
23
35
43
45
48
49
52
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы
Научная новизна работы
Практическая значимость работы
Апробация работы
Структура и объем диссертации
СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА И ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
Древнейшие памятники археологического текстиля
Формирование нити - процесс прядения
Древнейшее текстильное оборудование
Архаичные технологии плетения и ткачества
Архаичные технологии плетения и ткачества
Горизонтальный ткацкий стан: формирование технологии
Развитие технологии ткачества на традиционном стане Материалы архаичного и традиционного текстиля Этнический дизайн текстиля Цели и задачи исследования
2
53
53
54
56
56
57
58
63
70
76
77
80
82
84
85
92
97
РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ ТРАДИЦИОННОГО ИСКУССТВА
Методы исследования Методика исследования
ИССЛЕДОВАНИЕ ВАРИАТИВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ АРХАИЧНЫХ И ТРАДИЦИОННЫХ ТЕКСТИЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Войлоковалянис
Спрэнг — плетение на стене
Плетение основной енрэнговой сетки и заработка середины
Моделирование основной спрэнговой сетки по различным параметрам
Диагональный спрэнг
Плетение иглой
Техника плетения петлей из Осло
Техника плетения Йоркской петлей
Вязание на спицах
Аджнбвейское плетение
Ткачество на дощечках
Ткачество на нишу и на бердышке
Ткачество на традиционном ткацком станке
3
Международной научно-практической конференции вузов России Развитие современного искусства. Наука и образование в области ювелирной промышленности (Санкт-Петербург, 2008), XV International scientific conference materials Modem texnique and technologies (Tomsk, 2009).
Текстильная инсталляция из природных материалов, выполненная в традиционной технологии ткачества на берде введена в экспозицию Российского Этнографического музея в раздел Народы Северо-запада России и Прибалтики XIX-XX вв.
Проекты по теме диссертации представлялись на 4-й Петербургской биеннале дизайна Модулор-2003 (Параллельные выставки. Эптодизайн, СПб, Российский этнографический музей, 2003); а также на 5-й Петербургской биеннале дизайна Модулор-2005 (Большой выставочный зал «Манеж», СПб, 2005). Комплект мужских и женских ювелирных украшений из войлока Моя прелесть участвовал в 12-м Международном конкурсе молодых дизайнеров ювелирных украшений Образ и форма и занял 2 место в номинации Макет.
Объекты этнического дизайна текстиля, выполненные в технологиях ткачество и войлоковаляние, были представлены на выставке в рамках в рамках Культурной миссии Санкт-Петербурга в Пекине (Пекин, 2009).
Структура и объем диссертации
Диссертационная работа состоит из введения, 6 глав, заключения, списка использованных источников из 75 наименований, 2 приложений. Текст работы изложен на 146 страницах, содержит 28 рисунков, 2 таблицы.
12
1. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.1. Древнейшие памятники археологического текстиля
Анализ отечественных и зарубежных литературных источников показывает, что истоки текстильных технологий уходят в глубь времен. Этот вывод основан на изучении вещественных археологических находок. Однако их фиксация стала возможной лишь с началом производства обожженной керамики, которое возникло в период конца нижнего палеолита 22-24000 лет назад [3].
Отечественные и зарубежные исследователи относят появление нити к периоду палеолита, поскольку веретено - простейшее приспособление для производства нити существовало уже более 10000 назад [4]. Ручное веретено — это недлинная заостренная палочка с кольцевым грузом (пряслом), играющим роль маховика, на утолщенном нижнем конце.
Находки веретен и пряслиц достаточно часты в погребениях срубной культуры (эпоха поздней бронзы и ранний железный век), что соответствует индоевропейской традиции [5]. Веретено, а также нить у индоевропейцев были медиатором между миром живых и миром мертвых. Очень распространен в индоевропейской традиции мотив крутящегося клубка, за которым герой следует в тридевятое царство, равнозначное царству мертвых. О наличии сходных представлений у степных племен эпохи бронзы свидетельствует наличие клубка шерстяных ниток в одном из Александровских могильников в Саратовской области. В ходе ритуала у древних индоевропейцев иногда веретено ломалось, о чем свидетельствует находка половинки пряслица между двумя бревнами в кургане в Харьковской области.
Но веретено использовалось у населения срубной культуры не
только в погребальном обряде. У многих индоевропейских народов с
веретеном и нитями связаны представления о непрерывном движении,
13