Оглавление
Введение 4
1 Эстетическая организация визуальных информационных систем в открытом пространстве 12
1.1 Исторический обзор организации объектов средового дизайна информационной группы 12
1.2 Состояние вопроса, теоретические и практические разработки 18
1.3 Современные технологии при организации визуальных информационных систем 33
1.4 Анализ состояния визуальных информационных систем в Санкт-Петербурге 37
2 Информационные носители как объекты средового дизайна.открытого пространства 41
2.1 Особенности восприятия средовых объектов информационной группы в открытой городской среде 41
2.2 Психофизиологическое и психологическое воздействие цветового .и светового решения визуальных информационных систем 56
2.3 Классификация отдельно стоящих информационных носителей в открытом городском пространстве 71
3 Визуальные информационные системы в структуре функциональных и пространственных зон открьггой городской среды 78
3.1 Особенности предоставления сведений на визуальных информационных системах открытого городского пространства 78
3.2 Оценка значимости информации в открытом городском пространстве в зависимости от типа среды 84
3.3 Исследование пространственных, функциональных и художественно-эстетических характеристик открытой городской среды 88
4 Методика проектирования визуальных информационных систем в открытом пространстве 102
4.1 Определение целей и задач интеграции визуальных информационных систем в открытое пространство 102
4.2 Организация визуальных информационных систем в открытой городской среде 105
4.3 Этапы методики проектирования визуальных информационных систем 118
5 Примеры реализации результатов исследования 121
Заключение 132
Библиографический список 134
Приложения 141
з
«Прошу, чтобы вы сделали эдилом Модеста». Встречались и просто оскорбительные объявления: «Если кто отвергает Квинтня, тот да сядет рядом с ослом» [94].
Беспорядочное граффити на степах римских городов портило внешний вид их улиц. Многочисленные запреты ни к чему не приводили, в результате власти приняли решение создать специальные места для объявлений. В людных местах появились выбеленные и разграфленные в клеточку части стен. Позже они стали называться «Альбумсами». На этих «стендах» углем писали разного рода объявления. На них же писали новости.
Наиболее ранним видом графической рекламы в России были лубочные картинки. На них изображались товары и иногда приводилось их описание. Подобные рекламные листочки можно найти в знаменитой коллекции лубков Д.
А. Ровинского, которая насчитывает несколько тысяч образцов. Эти картинки служили развлекательным целям, поэтому реклама в них имеет большую долю юмора [94].
Живописные вывески быстро распространялись в городах разных стран, в том числе и в России. Уже в XVII в. в русских городах, как указывают архивные документы, встречается множество «знаков, гербов, досок над табачными лавками», на которых «офицеры раскуривали огромные турецкие трубки» [94]. Однако вначале такую своеобразную по форме наружную рекламу, обусловленную одновременно утилитарными требованиями и фантазией исполнителя, запрещалось размещать на улицах. В 1749 г. вышел указ «об изъятии всякой живописи» на домах и о необходимости «впредь выставлять одни надписи». Но народное творчество пробивало себе дорогу сквозь все преграды канцелярских указов н находило выход в неповторимых живописных вывесках с-изображением золотых кренделей с двумя львами по бокам, великолепных натюрмортов из
овощей, фрукгов, птицы, муки, масла и других товаров [94]. Все прочее пре-
%•
восходили ярмарочные вывески, отличавшиеся остротой, часто фантае лгчно-стью сюжетов и выразительностью письма. Своеобразие русских вывесок выражалось прежде всего в их народном.характере. Их создавали, в основном,
15
выходцы из самых низких слоев общества. Старые русские вывески обладали такими ценнейшими живописными качествами, как яркость и сочность цвета, четкость рисунка, подчеркнутая материальность в изображении предметов.
В ХУП-ХУШ вв. в России стали появляться первые афиши. Рекламировались обычно частные и правительственные мероприятия. С 12 тоня 1783 г. по 19 марта 1883 г. право производства афиш принадлежало государству. Афиши печатались по заказу театров и театральных трупп в типографии департамента уделов, при казенної! администрации дела.
После 1883 г. государство лишилось монополии на производство афиш. Афиши стали производить многочисленные частные типографии. В 1897 г. в Санкт-Петербурге была проведена первая выставка афиш и плакатов. На ней было собрано более 700 листов из разных стран. Наиболее выдающимися русскими художниками, которые рисовали плакаты, в то время считались
В. А. Андреев, И. Порфиров, С. С. Соломко и И. С. Галкин [94].
Афиши и плакаты отличались в XIX в. яркостью, даже броскостью красок н детальностью прорисовки. В 1890-е годы происходит переход типографий на фотомеханические способы воспроизведения. «Возможность фотографически точного воспроизведения оригинала позволила художникам расширить палитру, и поэтому изменился и обогатился образ печатной графики в целом» [43].
Российские вывески также были достаточно разнообразны. В XVIII в. большинство вывесок не имело надписей. Вместо этого на кронштейнах закреплялись изображения продаваемого товара. В XIX в. правительство несколько раз издавало и отменяло указы, запрещающие изображения предметов на вывесках.
Дореволюционная городская улица поражала обилием вывесок. Их вешали над магазинами, между этажами домов, на балконах, между дверями и даже на брандмауэрах. Многие вывески делались в одном стиле. Особенно, если они рекламировали схожие товары. Люди, имеющие несколько магазинов, заказывали одинаковые вывески для всех. Иногда даже фасад отделывали в стиле вывески. Так, например, все многочисленные молочные магазины «Чичкин» в
- Київ+380960830922