Архитектура современной православной приходской церкви / на примере Санкт-Петербурга /
ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА I. 1.1. 1.2.
1.3.
1.4.
ГЛАВА П. 2.1. 2.2. 2.3.
ГЛАВА Ш.
3.1.
3.2.
3.3.
»......................................................................... 4г-8
АНАЛИЗ ОПЫТА СТРОИТЕЛЬСТВА ПРИХОДСКИХ: ЦЕРКВЕЙ
Символика и каноны православного храма............. 9-29
Приход и проблемы строительства и архитектуры
новых приходских церквей в России.................. 30-38
Архитектура храмов России и Петербурга............. 39-51
Зарубежная архитектура эдамов 20-го века 52-64'
Выводы............................................. 65-66
ТИПЫ ПРИХОДСКИХ ЦЕРКВЕЙ И ПРИНЦИПЫ ИХ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО РЕШЕНШ
Виды культовых сооружений. Классификация приходских церквей по их вместимости.....................67-84
Система приходских церквей в городе и выбор места
для строительства храма............................85-99;
Приходской комплекс, его состав и возможности
композиционного решения............................100-113
Выводы ............................................ 114-115
ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНОЕ РЕШЕНИЕ ПРИХОДСКОГО ХРАМА
Объемно-пространственное решение однопрестольно-ео приходского храма / I и П типов приходского
зфама/.............................................. 116-135
Объемно-пространственное решение многопрестоль-ного приходского храма / Ш и IУ типов приходского храма/........................................136-155
Храм и его образ ................................ 150-160
Выводы .......................................... 161-162
ЗАКЛШЕЕШЕ . БИБЛИОГРАФИЯ
163-166
167-173
ПРИЛОЖЕНИЕ I. АВТОРСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ПРИХОДСКИХ
/
ЦЕРКВЕЙ ПЕТЕРБУРГА / 1992-1995ГГ./... 174-183 ПРИЛОЖЕНИЕ 2. АНАЛИЗ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО РЕШЕНИЯ
ПРИХОДСКИХ КОМПЛЕКСОВ ПЕТЕРБУРГА 184-194
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. ПРОГРАММА-ЗАДАНИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКДЗАНШ НА ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТРЕХПРЕСТОЛЬНОЙ ЦЕРКВИ НА 1000 ЧЕЛОВЕК...........................................195-205
поет церковный хор. Хоры часто находятся над притвором.
Церковь должна иметь очень, хорошую акустику. Тщательно
/
продуманная геометрия внутреннего пространства с точки зрения аккустики очень важна при богослужении. В православном бого -служении огромное значение имеет многоголосое -пенив. Поют все. Священник, стоящий перед вратами иконостаса, говорит на распев молитвы, рядом стоит дьякон с трубным басовым голосом. Священник и дьякон проводят пощий диалог с хором, размещающимся на хорах или клиросе. Часть литургии оглашается из-за закрытых врат деревянного резонирующего иконостаса и голос доходит тогда сверху, отраженный от свода. Время от времени дьякон или священник ведет литургию с середины храма, стоя в звуковом фокусе центрального купола. Прихожане могут тоже политься с пением. Звуковое впечатление православной церкви полностью отличается от органной музыки католического храма.
Хорошая аккустика достигается исторически сложившейся геометрией пространства храма и нахождением такой высоты церкви, чтобы пощий звук имел силу и резонанс. Планировка сводов и куполов обуславливалась выгодными эффектами звукового пространства (полезные эффекты звуковой камеры). Отверстия к сводам никогда не делались над алтарем, клиросами и хорами, чтобы звук не пропадал.
Средняя часть храма это собственно храм для прихожанина, далее, в алтарь он не допускается. Традиционное решение интерьера храма помогает мирянину сосредоточится, понять службу,глубже проникнуться верою. Настенная роспись храма, иконы вместе с самим действием службы (пением хора, чтением чтецов, возгласами дъякоча, молитвами священника) составляют единый цельный
образ Божьего мира, просящего о спасении всего земного мира.
Все стени православного канонического храма покрыты росписями. Свод олицетворяет небо и Бога, пол это зеглной мир.Не-бо и земля не противопоставляются друг другу, а при помощи росписи неразрывно сливаются в единый мир молящихся. Варианты росписи храма могут несколько различаться. Приблизительный, порядок изображений описан ниже.
В центре купола пишется образ Господа Вседержителя (Пан-тократора). Под ним по краю сферы купола - серафимы, силы Божьи. В барабане купола - восемь архангелов со знаками отличия. В парусах под куполом - 4 евангелиста со своими символами. Затем по северным и южной стенам сверху вниз рядами изображаются апостолы от семидесяти, святители, преподобные и му-ченики. До пола росписи не достигают, оставляя место панелям в рост человека. На них часто изображаются белые полотенца, украшенные .орнаментом. Эти панели символически приравнивают к нижнему ряду святых всех живущих людей и, следовательно, имеющих надежду на спасение. На северных и южных стенах изобра жают также сцены истории Нового и Ветхого завета. Пространство между отдельными картинами, изображениями святых заполняется орнаментом с образами растительного мира, также такими эле ментами, как кресты в круге и ромбе, восьмиугольные звезды и т.п. На столбах пишут образы святых и мучеников , наиболее чтимых в данном приходе. Если, кроме центрального купола, в храме есть другие купола, на них рисуют изображения Креста, Богоматери, Всевидящего Ока в треугольнике, Духа святого в виде голубя.
- Київ+380960830922