- 2 -
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ВВЕДЕНИЕ.................................................. 3
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗДЕЛЕНИЯ
И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЛАСТЕЙ....................... 16
РАЗДЕЛ 2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРИНЦИПА РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ И РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЯХ..................................... 58
РАЗДЕЛ 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЕТВЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ НА УРОВНЕ РЕГИОНОВ РОССИИ.................................................. 128
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................. 148
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.......................... 157
- 3 -
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы диссертационного исследования определяется тем, что в процессе реформирования российского общества исключительно важное значение приобретают новые требования к государственной власти и, прежде всего, преодоление ее монопольного характера, смягчение жесткости. Необходимо сделать власть способной к самоконтролю, создать внутри нее механизмы преодоления авторитарных тенденций, демократизировать ее формирование и функционирование, приблизить к интересам рядовых граждан.
Одним из способов решения указанных проблем является формирование действенной системы государственной власти, основанной на принципе разделения властей. Данный процесс в современной России, развивается сложно и противоречиво. В последнее время на передний план выходит уже не столько складывание системы государственных органов в соответствии с данной теорией (этот первоначальный этап Россия уже прошла), сколько налаживание взаимодействия, сотрудничества между самостоятельными, независимыми ветвями власти. Неразработанность этих вопросов, слабо отлаженная система сдержек и противовесов приводят к тому, что на уровне федерального центра и в регионах нередко возникают конфликтные ситуации между ветвями власти, из-за которых структуры власти приобретают хроническую неустойчивость, теряют жизнеспособность.
Ряд ученых и политиков отмечают, что нестабильность и низкая эффективность деятельности государственных органов, усиление негативных тенденций в политической, экономической и социальной сферах, коррумпированность власти приводят к снижению авторитета всех ветвей государственной власти, существенно затрудняют реформирование общественных отношений, повышают риск перехода страны на не-
- 16 -
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗДЕЛЕНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЛАСТЕЙ
Исследование проблемы функционирования ветвей государственной власти в Российской Федерации вызывает необходимость определить философские и теоретические основы концепции разделения властей. Это становится особенно актуальным, так как в настоящее время высказывается точка зрения,что принцип разделения властей как конституционный принцип был реален лишь "в эпоху промышленного капитализма" и "являлся формулировкой той объективной политической закономерности, которую породили и определили зародившиеся в недрах феодализма капиталистические производственные отношения и развитию которых препятствовала феодальная политическая организация общества, в частности, абсолютная монархия.и1
Один из защитников этой точки зрения Д. А. Ковачев утверждает, что "смертный час" для "вечного" принципа разделения властей пробил, когда "капитализм достиг своей последней стадии развития -империализма" и "хотя и остается провозглашенным в конституциях некоторых буржуазных государств, в настоящее время ... представляет собой своего рода реликт,который используется как средство для обмана легковерной публики, продолжающей верить в демократизм современного буржуазного государства".2 Д.А.Ковачев считает, что реальным принципом, на котором строится такое государство, является принцип бюрократического централизма, то есть сосредоточение всей полноты государственной власти в руках центральных органов "испол-
1.Ковачев Д. А. Конституционный принцип: его понятие, реальность и фиктивность//Журнал российского права. 1997. N9. - С.74.
2. Там же. - С. 76.
- 17 -
нительной власти" и ее чиновничьего и военного аппарата, которое выражается в праве законодательной инициативы, праве законодательного вето, праве центральных исполнительных органов созывать высшее представительное учреждение и распускать его и др. 1
Анализ данной точки зрения приводит к выводу,что она страдает не совсем верным пониманием сущности концепции разделения властей и смешивает в одно две стороны этой теории: деление властей и
их взаимодействие. Представляется, что в данном случае можно применить диалектический закон единства и борьбы противоположностей, согласно которому именно сотрудничество между изначально самостоятельными ветвями власти может вести к прогрессивному развитию государства и общества.
Другой исследователь - А.Н.Пилипенко - критикует принцип разделения властей, на котором покоится большинство современных конституций, с иной точки зрения, отмечая его смысловую алогичность: "Известно, что операция деления целого на части уничтожает само целое. В этом смысле механическое толкование разделения властей лишает содержательного начала государственную власть, которая будучи распределенной между ее различными субъектами, теряет целостность и фактически уничтожается. То есть абсолютизация принципа разделения властей логически ведет к уничтожению государственной власти как целостного явления, а практически - к параличу государства. "2 Но, высказав такую точку зрения, автор далее сам отвергает этот тезис, подтверждая то, что уже было высказано многими
1.См.:Ковачев Д.А. Указ. соч. - С. 76.
2.Пилипенко А.Н. Конституционная регламентация статуса исполнительной власти в зарубежных странах// Журнал Российского права. 1997, N11. - С.134.
- Киев+380960830922