2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение...................................................... 3
Глава 1. Теоретические основы и состояние современных зарубежных исследований взаимосвязи образования и социального неравенства............................................ 16
1.1 Теоретические традиции анализа связи образования и социальной структуры.......................................... 16
1.2 Состояние современных зарубежных исследований взаимосвязи образования и социальной структуры.................... 46
1 лава 2. Образование как фактор социальной стратификации в России...................................................... 76
2.1 Образование как инструмент достижения социальной однородности в условиях социализма............................ 76
2.2 Социальная структура как фактор образовательных ориентаций в современной России................................. 107
Заключение................................................... 135
Библиография................................................. 140
Приложение................................................ 150
3
ВВЕДЕНИЕ
Предмет диссертационного исследования - взаимосвязь образования с социальной структурой и происходящими в ней процессами. Она является одной из стержневых проблем социологии образования. Поэтому главная задача состоит в необходимости хорошо разобрать и проанализировать функционирующие механизмы этой взаимосвязи.
Центральный вопрос данной работы - взаимосвязь образования с социальной структурой и происходящими в ней процессами - в социологическом плане предполагает постановку целого ряда менее общих, требующих более детального рассмотрения научных вопросов, в том числе:
1) каковы основные подходы в социологическом анализе указанной взаимосвязи и противоречия их реализации в теории и образовательной политике;
2) какова специфика взаимосвязи социальной структуры с институтом образования;
3) каковы основные механизмы социальной селекции индивидов и групп внутри института образования; каковы социальные последствия действия этих механизмов;
4) каким образом процессы социального структурирования определяют образовательные траектории индивидов;
5) чем обусловлена целесообразность регулирования взаимосвязи социальной структуры с системой образования как элемента (направления) социальной и образовательной политики государства.
Эти вопросы уточняют предметные рамки диссертационного исследования, тем самым сближается разработка двух областей социологической теории, изучающих изменения как в образовательных системах, так и в социально-стратификационных структурах общества.
Несомненно, что взаимосвязь образования и социальной струк-
14
ность приобретения профессионального образования; объем потребления социальных, культурных, материальных благ и т.д. Употребляя понятие социальное неравенство, автор будет понимать под ним ранжирование социальных групп по критериям дохода, власти. Эти критерии выбраны как самые основные, самые главные свойства любых организованных социальных групп1.
Учитывая идеологическую нагрузку понятия “социальное неравенство”: (1) неравенство как несправедливость и ущемление, как создание неравноценных условий развития, искуственных барьеров и правил и (2) неравенство как процесс, выполняющий позитивные функции в обществе, понимая, что взаимосвязь образования и социальной структуры наиболее наглядно демонстрирует столкновение данных позиций, автор предлагаемой работы, опираясь на теоретические результаты и эмпирические материалы, попытается в более-менее обоснованной системе координат охарактеризовать основные социокультурные сдвиги в рассматриваемой проблематике.
Понятие “образование" также является одним из ключевых в данной работе. В социологии, со времен Уорда, Дюркгейма, Дьюи, под образованием понимался общественный институт, обеспечивающий целенаправленное влияние взрослых поколений на подрастающие для развития в них разнообразных социальных качеств2. Несколько иная точка зрения содержится в определении образования как формального процесса, на основе которого общество передает ценности, навыки и знания от одного человека или группы другим3. В работе автор будет определять образование не столько как процесс, сколько как сложную общественную сферу с присущими ей функциями, организациями,
1 Сорокин П.Л. Социальная стратификация и мобильность // Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С. 304.
2 Современная западная социология. Словарь. М., 1990. С. 231-232.
3 Смелзер Н. Социология. М., 1994. С. 427.
15
устойчивыми внутренними и внешними связями.
При рассмотрении влияния образования на социальную структуру общества автором используется понятие “функции”. Функции понимаются как наиболее устойчивые направления воздействия формального образования на основные сферы общественного развития, раскрываемые на основе объективных характеристик социальной структуры.
- Киев+380960830922