Вы здесь

Нормативная и реальная социализация подростков в образовательном процессе

Автор: 
Свиридова Алла Сократовна
Тип работы: 
Кандидатская
Год: 
1999
Артикул:
1000292955
179 грн
Добавить в корзину

Содержимое

2
Содержание
Введение....................................................... 3
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты исследования
социализации подростков............................... 10
1.1. Концептуальные основы анализа результативности социализации.............................................. 10
1.2. Школа как институт социализации подростков........... 34
Глава 2. Анализ результативности социализации подростков
в образовательном процессе............................ 73
2.1. Норма и отклонение социализации в образовательном процессе.............................................. 73
2.2. Содержание и сущность ресоциализации подростков
в общеобразовательной школе........................... 99
Заключение..................................................... 114
Список использованной литературы........................... 120
Приложения.................................................... 136
3
Введение
Актуальность темы.
Современное состояние российского образования отражает сложные процессы нестабильного общества. Продолжается кризис системы образования, связанный с расплывчатостью государственных и общественных образовательных ориентиров, поиском новых моделей и стандартов образования. Изменения в системе образования пока не дают заметных позитивных результатов. Растущая социальная дифференциация сказывается на возможностях разных социальных групп в получении образования. Стратификационная функция системы образования меняется по своему содержанию.
Социализационная функция образования трансформируется и обнажает противоречия образовательного процесса между декларируемыми образовательными целями, конкретными задачами и содержанием современного образования; между сложившимися в реальной жизни новыми нередко негативными образцами поведения, одобряемыми подростками, и ортодоксальными требованиями учебных учреждений; между сложившимся общественным мнением о необходимости корректировки образовательного процесса и убежденностью педагогов в непогрешимости образовательной сферы.
В образовании сложилась проблемная ситуация, внешним выражением которой стало увеличение социализационных отклонений, особенно среди подростков, а внутренним содержанием - стремление к осознанию социальной стороны этого дисбаланса. Это отразилось в стремлении части специалистов, работающих в сфере образования, вновь восстановить многие былые инструменты воспитания или внедрить зарубежные методики и технологии, элементы традиционных национальных и религиозных воспитательных систем и т.д. Однако
13
в числе которых нормативность как зависимость индивидуального действия от общепринятых ценностей и норм [76, с.257].
Именно норма, по мнению Т. Парсонса, «является стандартом, определяющим желаемое поведение единиц в специфических для них контекстах...» [60, с.467] и может быть рассмотрена в качестве культурного механизма закрепления и контроля в отношении выполнения
определенных функций, значимых с точки зрения удовлетворения
г
жизненно важных потребностей людей или поддержания совместности их существования: «...твердое установление «надлежащих» стандартов на более высоких уровнях дает возможность осуществления контроля над довольно широким диапазоном изменений нижестоящего уровня» и «...то, что Дюркгейм называл органической солидарностью, я интерпретирую как нормативную регуляцию адаптивных процессов и механизмов»[там же, с.475].
В социологии рассмотрение проблемы личности и общества осуществлялось на макро и на микроуровнях. Именно на микроуровне в рамках психологических школ социологического знания возникают теории, отличающиеся от социоцентристского подхода.
Так французский социолог Габриэль Тард объяснял общественные процессы действием психологического механизма подражания, на котором строятся человеческие взаимоотношения: отношение
«учитель - ученик» провозглашается типовым во всем многообразии социальных явлений. А задача социологической науки, по его мнению, состоит в изучении законов подражания, благодаря которым общество, с одной стороны, поддерживает свое существование в качестве целостности, с другой - развивается по мере того, как в различных областях социальной действительности возникают и распространяются, подобно кругам на воде, изобретения - акты творчества[109, с.786]. Заслуга
14
Тарда состоит в том, что он первым попытался описать процесс интернализации норм через социальное взаимодействие.
Американский социолог Франклин Гиддингс, придерживаясь точки зрения развития общества на основе разумного, сознательного управления социальными процессами, пытался найти психические факторы цивилизации. Он считал, что «функция общества состоит в развитии сознательной жизни и в создании человеческой личности: для этой цели оно в действительности и существует»[17, с.315]. Согласно теории социализации Гиддингса, в обществе действуют два основных типа сил, именуемых «волевым процессом» и силами «искусственного отбора для сознательного выбора». Зто социализирующие силы - страсти, стремления индивидов, климат, почва и др. и силы социальные - влияние группы, общества на индивида, например, через общественное мнение или законодательство. По мнению Гиддингса, личность не может жить в себе самой, чтобы погибнуть вместе с индивидуальной жизнью: общество, создавшее человека, человеком же и преобразовывается.
Подход к социализации как процессу взаимодействия является основополагающим в разработке коммуникативной теории немецкого ученого, представителя франкфуртской социологической школы, Ю. Хабермаса, характерной особенностью которой является рассмотрение коммуникации и коммуникативного воспитания как решающей предпосылки «эмансипации» индивида. Большое внимание в научных кругах Германии привлекла его концепция так называемой «прагматической коммуникации», представляющая «демократическую коммуникацию» как условие и форму эмансипации. Структурным элементом коммуникации, подлежащим анализу, Ю. Хабермас считает речевое высказывание, связанное с определенной ситуацией, и отно-