Оглавление
ВВЕДЕНИЕ............................................................4
Глава 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ КРУПНОГО ГОРОДА............................................................12
1.1. Социальная сфера крупного города как объект управления.....12
1.2. Роль стратегического планирования в системе социально-экономического развития многофункциональных городов...........................25
1.3. Проблемы выбора целей разв^рия социальной сферы крупного города.. 32
1.4. Социально-экономический мониторинг как информационная основа стратегического планирования развития социальной сферы города..38
Глава 2. КАЧЕСТВО ЖИЗНИ ГОРОДСКОГО НАСЕЛЕНИЯ КАК ИНТЕГРАЛЬНЫЙ КРИТЕРИЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ.............................................................46
2.1. Системное представление качества жизни городского населения и основные направления его улучшения.............................46
2.2. Показатели и индикаторы измерения качества жизни в крупном городе. 57
Глава 3. РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ КРУПНОГО ГОРОДА (на примере Новосибирска).............................................68
3.1. Методика оценки и выбора приоритетов городской социальной политики 68
3.2. Выявление и структуризация основных элементов процесса развития социальной сферы города: факторы, участники, альтернативы......77
2
3.3. Оценка элементов иерархии процесса социального развития города, выбор стратегических приоритетов............................97
3.4. Синтез стратегии развития социальной сферы крупного города 110
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................123
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИСТОЧНИКИ........................128
23
нием. Кроме того, для большинства промышленных предприятий бремя содержания подразделений, выполняющих функции социального обслуживания, в условиях новых рыночных отношений становится непосильным. Эта проблема решается путем передачи ведомственных подразделений социального комплекса в муниципальную собственность.
На органы исполнительной власти города возложена задача руководства предприятиями и учреждениями социального комплекса государственной и муниципальной форм собственности и регулирования деятельности частных и смешанных предприятий, акционерных обществ, расположенных на соответствующей территории. Для этого в составе администрации городов существует система органов, занимающихся решением вопросов организации социальной сферы.
Ресурсное обеспечение, необходимое для функционирования социальной сферы крупного города, представляет собой совокупность средств бюджетов всех уровней (федерального, регионального и местного) и средств специально создаваемых внебюджетных фондов (государственных и муниципальных), а также средств, полученных от благотворительной деятельности отдельных субъектов хозяйствования. Важнейшим источником финансирования социального комплекса являются средства населения. Сегодня, в условиях кризиса, массовой безработицы и хронического безденежья, значительная часть горожан вынуждена откладывать «до лучших времен» удовлетворение потребностей в образовании, полноценном отдыхе и лечении, отказываться от большинства услуг сферы бытового обслуживания. Очевидно, что такие тенденции отрицательно сказываются на состоянии многих отраслей городского социального комплекса, устойчивого функционирования, и тем более расширения деятельности которых, можно добиться только при условии высокого платежеспособного спроса населения.
Важной задачей органов управления на местах является сохранение и развитие потенциала социальной сферы, недопущение свертывания важнейших социально-значимых отраслей. Это в первую очередь касается традиционно дотационных отраслей, производящих так называемое «общественное благо» -защиты окружающей среды, фундаментальной науки, большинства отраслей
24
культурного обслуживания населения. Разрушение потенциала таких социальных отраслей как образование, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство ведет к серьезному ухудшению качественного состава населения, чревато такими серьезными последствиями как его люмпенизация [16].
1.2. Роль стратегического планирования в системе социально-экономического развития многофункциональных городов
Деятельность органов местного самоуправления, связанную с управле-нием социальной сферой города, можно условно разделить на управление функционированием и управление развитием. Управление функционированием социальной сферы связано с обеспечением устойчивой работы всех отраслей городского социального комплекса, созданием благоприятной среды проживания населения. Анализируя результаты экспертной оценки сложности проблем управления крупным городом, B.C. Боголюбов заключает, что проблемы, связанные с управлением функционированием, реализуются в достаточно короткие сроки, обычно не превышающие одного года. Эти проблемы можно решать стандартными методами, использовать для этого типовые организационные структуры управления [23].
Однако движение вперед, эффективное использование позитивных факторов городской жизни, своевременное выявление и смятение негативных (в том числе латентных) тенденций требуют от городской власти усиления внимания к управлению развитием. Управление развитием социальной сферы крупного города, по мнению Д.П. Гавра и Е.В Тишина, представляет собой целенаправленную деятельность органов местного самоуправления (субъекта управления), направленную на диагностику возникающих социальных проблем, их анализ, поиск путей наиболее эффективного разрешения, привлечение необходимых ресурсов, оценку возможных последствий предлагаемых мероприятий или, иными словами, предполагает выработку того или иного варианта городской социальной политики [30].
- Киев+380960830922