2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. Ю. Вейсберг. Прижизненная и посмертная судьба.
Обзор литературы и обоснование темы..........................3
Часть I. Глава 1. Биография Ю. Вейсберг (опыт реконструкции).
Этапы жизненного и творческого пути — документы и фактология. Общественная и педагогическая деятельность. Тип личности
в восприятии современников..................................14
Глава 2. Жизнь Ю. Вейсберг в переписке..........................86
с В. А. Рим.ским-Корсаковым.................................86
с М. О. Штейнбергом.........................................90
с Е. И. Лебедевой..........................................104
с Н. Я. Мясковским.........................................104
с 3. С. Сувальским.........................................111
с семьей Савиных-Гнесиньис.................................112
с А. Я. Гуревич............................................115
Приложение 1. Хронограф исполнений произведений
Ю. Д. Вейсберг.............................................121
Часть II. Глава 3. Музыкальные рукописи Ю. Вейсберг............138
§ 1. Учебные работы........................................142
§ 2. Сочинения крупной формы...............................145
1. Оркестровые сочинения...............................145
2. Вокально-оркестровые сочинения......................187
§ 3. Камерные сочинения....................................21£
1. Вокальные произведения................................213
а) Песни и романсы.....................................213
б) Обработки молдавских народных песен.................225
в) Детская музыка......................................242
2. Сочинения для камерного ансамбля......................24£
§ 4. Оперы или отдельные сцены из них......................249
Заключение.
Черты эволюции стиля Ю. Вейсберг: некоторые выводы 282
Приложение 2. Список сочинений (в отрывках),
составленный Ю. Вейсберг...................................285
Приложение 3. Список изданных произведений Ю. Л. Вейсберг ..289
Приложение 4. Каталог нотных автографов Ю. Л. Вейсберг
(но материа\ам ОР РНБ).....................................292
Приложение 5. Неопубликованные литературные работы
Ю. Л. Вейсберг.............................................305
Список использованной литературы...............................312
3
ВВЕДЕНИЕ
Ю. Вейсберг. Прижизненная и посмертная судьба.
Обзор литературы и обоснование темы
Юлия Лазаревна Вейсберг-Римская-Корсакова (1878-1942, Оренбург-Ленинград) — композитор, критик и публицист, музыкально-общественный деятель. При жизни она была фигурой заметной и влиятельной, и для многих современников — авторитетной, особенно в 20-е годы, в «золотой век» советского авангарда, когда принимала деятельное участие в строительстве новой, революционной культуры. На то же время пришелся и пик ее востребованности как композитора. Ее сочинения широко исполнялись в концертных залах Ленинграда и Москвы в интерпретации таких мастеров вокального искусства, как Ксения Дорлиак и Мария Бриан, Вера Духовская, Лидия Вырлан, Леопольд Соломяк и Ольга Головина, пианистов— Марии Юдиной, Михаила Бихтера, Дмитрия Шостаковича, дирижеров — Александра Зилоти, Николая Малько, Евгения Мравинского, Самуила Самосуда. Произведения Вейсберг значились и в планах центрального и ленинградского музыкального радиовещания.
С конца 20-х жизнь Вейсберг изменилась. И это понятно: кардинально сменившиеся вследствие культурной революции — идеологические установки повлекли за собой резкие перемены в музыкально-общественной жизни.
В целом, жизнь, творчество и судьба 10. Л. Вейсберг могут послужить выразительной иллюстрацией к истории женщины-творца в Советской России, вознесенной на вершины культурной жизни эпохой авангарда и низвергнутой в эпоху социалистического реализма.
С результатами этого во многом губительного для отечественной культуры процесса приходится сталкиваться и но сей день: имя Ю. Л. Вейсберг — впрочем, как и некоторых других крупных деятелей советской культуры— оказалось вычеркнутым из летописи отечественного искусства. За редким исключением оно отсутствует в трудах но истории русского-советского искусства. Воспитанные на изданиях 50-70-х годов многие поколения музыкантов оставались в неведении или в информационной изоляции относительно крупных деятелей советской музыкальной культуры начала XX века, среди которых были И. Черепнин, Н. Рославец, И. Вышнеградский, М. Гнесин, М. Штейнберг, Л. Штрейхер и многие другие. И только в начале 90-х годов в отечественном музыковедении, а вместе с ним — ив запалноевропейском — произошел информационный взрыв. Внезапно вспыхнул
*4Lnyuhùnif- ft/./*•#
»«* ••im ua Wohnort I WohnunR *r м«ь.»«і tr
ÆiAi У . , • ЛЛАрЫЯ ,міи*(4 лС»'. ... / y /f/;
І^л< ZU.—* Ja ^ V ад
L' Æ j ^ ■:.. . '/.Ч_ль і/ . /'..; Ал/»—«-. A-vfei <: ...с-—_'r- .iAtùÀtUA.k-f. -//у Х~/„</?. ./ùtyÉz±i£~~S asm. Ajr&L A-LjB*. 4
-$u£« -î £4
.Л-4*? Ö WbMtS U ^ &*.€Ur «L/Ж. > Ц і * f 7>1 - /f «.# *» ajrw. Г * *r Q * "*
P • V- •• «
31
Письмо К). Вейсбсрі -Ландау к Э. Хумпсрдинку (11.03.1907. Германия. Лейпциг)
у/4*? (З&тЗТе /«Л? с с А
■ £.-ч^ ЬС
и _
і СУІЛ .*♦**.-• 2- €
^сЫ р* '{~° У С
З^у" іил. с&с£<<3'{&ц
’■(ьс Щ ф-о'г&і'Л/Ь
(С / ^
/7г-^ Сл+с-і-^О—
К
Дсг^'^е-^ Уаіи^-і' /^-^2гГлх^
•т^-р с'Сгуъ-'
^ V :
/~я>*С£-У ^//СиЛ^ 3'СЯ^-^
{/ау £сс4( а, с с- ■«/
€*иы£&4 сУг и^і<-*)-<-. ®
. <7 ,
'<*££*.<£ **<—; с*£^і/
•^С £^<Г 6 «>'^ ,3^2 ли.У*т_ ^Х£ь4,<с^ Сю Х**'?Щт. <С~ся~^7
Ою'СС/4< /ч^С&и^
А
/Са’Ъ'иМЛРга^**. /У Ґг**
а^аЛ^ь^
Уважаемый господин Профессор!
Я получила Вашу открытку и благодарю та ее содержание.
Я хотела бы предварительно договориться о встрече в эту пятницу между 3 и 4 часами дня, чтобы покатать Вам некоторые мои произведения.
13 случае, если этот день по какой-либо причине Вам неудобен, прошу Вас сообщить мне /Об этом — М. М./.
Мой адрес: Лейпциг. Кёрнерштрассе 14 у госпожи Прибер. С совершеннейшим почтением.
Юлия Ландау
- Киев+380960830922