2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Глава 1. Поиски стиля в декоративно-прикладном 15
искусстве второй половины 19 - начала 20 века
1.1. Международные контакты ювелиров и камнерезов 17
России
1.2. Натуроподобие, историзм, эклектика 25
1.3. Модерн: интернациональный, национально- 39
романтический, классицизирующий
Глава 2. Камнерезное и ювелирное творчество А.К. 50
Денисова Уральского
2.1. Проблемы выявления и атрибуции произведений 52
2.2. Хронология творческой деятельности 59
2.3. «Уральские» работы художника 72
1) «Рельефные» иконы 78
2) Минералогические горки 88
2.4. Камнерезная пластика 96
2.5. Металл в работах А.К. Денисова-Уральского 110
2.6. Серия «Аллегорические фигуры воюющих держав» 126
Заключение 144
Список использованных сокращений 151
Библиографический список использованной литературы 152
Приложение 1. Список камнерезных и ювелирных 166
произведений А.К. Денисова-Уральского Приложение 2. Камнерезные и ювелирные произведения 175
А.К. Денисова-Уральского. Иллюстрации Приложение 3. Таблица клейм 197
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования
Искусство второй половины 19 - начала 20 века представляет собой чрезвычайно насыщенное, многообразное явление. Эго время отмечено большим количеством международных контактов художественной элиты, в результате которых происходит определенная космополитизация искусства, стирание национальных черт.
Произведения искусства, выполненные во второй половине 19 -начале 20 века уже длительное время привлекают внимание европейских искусствоведов. Большое внимание при этом уделяется не только живописи, скульптуре, архитектуре, но и декоративно-прикладному искусству. Выявляются основные закономерности развития стилевых направлений этого времени, проводятся монографические исследования творчества представителей разных видов искусства, разрабатывается терминологическая система. Необходимо подчеркнуть, что представителями европейского искусствознания ювелирное искусство рассматривается как один из стилеобразующих видов искусства, поэтому результатам его изучения посвящено множество публикаций (о стилеобразующем значении ювелирного искусства говорится, например, в работах Вивьен Беккер и Джуди Рудоэ).
В отечественном искусствознании долгое время все внимание исследователей было приковано к творчеству живописцев и, в меньшей
19
И.П. Хлебникова и П. Овчинникова. Также награду за произведения, связанные с художественной обработкой камня получил А. К. Денисов-Уральский.1
Всемирная выставка 1900 года принесла признание и высочайшую оценку работам фирмы Фаберже. К.Г. Фаберже был награжден орденом Почетного легиона, а его сын А.К. Фаберже по итогам выставки получил Золотую медаль.2 Успех на выставке подтолкнул к открытию в 1903 году филиала фирмы в Лондоне и породил всеобщее увлечение предметами в «духе» Фаберже. Восхищение посетителей выставки вызывала карга Франции, выполненная на Екатеринбургской гранильной фабрике из разных пород цветных камней, платины и золота (хранится в Музее картографии, г. Компьень, Франция). Тщательность исполнения и оригинальность идеи были оценены по достоинству: «Карта получила высшую награду всемирной выставки, а ее автор (В.В. Мостовенко) -командорский крест Почетного легиона».3 Эвелин Поссемс в статье, посвященной участию Фаберже в выставке 1900 года, отмечает, что и в
1 Подробнее об участии А.К. Денисова-Уральского в выставках см. в главе «Хронология творческой деятельности»
л
Список ювелиров поставщиков Императорского и великокняжеских дворов, оценщиков Кабинета Его Императорского Величества, придворных ювелиров // Блестящая эпоха Фаберже. С. 238.
3 Семенов В.Б., Шакинко И.М. Завод «Русские самоцветы». Свердловск, 1976.-С. 120-121.
20
классе 94 «Серебряное и золотое дело», и в классе 95 «Ювелирные изделия и украшения» было по двадцать русских участников.1
Столь высокая оценка мастерства сотрудников русских фирм привлекла иностранных ювелиров. Так, используя высокий уровень технологии эмалевых покрытий, некоторые французские фирмы посылали в Москву или Петербург заготовки своих изделий для выполнения отделочных операций2 или заказывали вещи целиком.
Мода на мелкую резную пластику из поделочных камней вызвала рост спроса на само сырье - уральские и сибирские камни. Европейским центром торговли российским поделочным камнем и его обработки стал немецкий город Идар-Оберштайн.3
По мерс продвижения русских ювелиров и камнерезов на рынок Западной Европы возрастает коммерческий интерес к России со стороны европейских представителей этого вида деятельности.
В 1893 году в Москве на Кузнецком мосту открылся магазин фирмы Бушерон (Boucheron),4 а с 1 907 года в течение семи лет в Петербурге проходят регулярные торговые сессии Ювелирного дома Картье (Cartier).
1 Possémé Е. L’expo Universelle. H Beaux-Arts «Fabcrgé, l’orfevre des tsars» hors série. Paris, 1993. - C. 51.
Л
См. Блестящая эпоха Фаберже. С. 9-10.
3 Там же. С. 11.
4 См. Список ювелиров поставщиков Императорского и великоняжеских
дворов, оценщиков Кабинета Его Императорского Величества, придворных ювелиров. // Блестящая эпоха Фаберже. С. 229.
- Киев+380960830922