Ви є тут

Становление и развитие изобразительного искусства в Хакасии : 1920-2000-е годы

Автор: 
Чебодаева Маина Петровна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2004
Артикул:
275141
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Введение............................................с.3-17
Глава 1. Особенности формирования изобразительного
искусства в Хакасии в 1920-1950-е годы............
I. Истоки и начало формирования изобразительного
искусства.........................................с. 18-27
Н.Развитие профессионального искусства в 1940-1950- е
годы............................................. с.27-62
Глава 2. Развитие изобразительное искусства в 1960-1980-
е годы............................................с.63-102
Глава 3. Изобразительное искусство Хакасии на
современном этапе (1990-2000- е годы)..........с.103-137
Заключение.....................................с.138-143
Библиография....................................с. 144-148
Сокращения......................................с.149
Введение
Республика Хакасия расположена в Юго-Западной части Восточной Сибири Российской Федерации, в левобережной части бассейна реки Енисей, занимая значительную часть Хакасско - Минусинской и Чулымо - Енисейской котловин. Граничит на севере и востоке с Красноярским краем, на юге и юго -западе с Республиками Тыва и Горный Алтай, на западе с Кемеровской областью. Хакасия стала республикой в 1990-м году, в результате преобразования автономной области, которая с 1930-го года входила в состав
_ л
Красноярского края. Территория Республики составляет 61900 км , население -более 546000 человек (на 2002 г.).
Художественная культура республики с древности и до современного времени рассматривалась в основном в историко- этнографическом и археологическом аспектах, а в искусствоведческом - лишь отдельные факты. Поэтому многие важные проблемы в истории изобразительного искусства, интересные явления древней и современной художественной культуры оказались малоизученными. В связи с этим вопросы становления и развития изобразительного искусства Хакасии (1920-2000-е гг.) являются актуальными в свете проблемы изучения национальных художественных культур Российской Федерации.
Можно согласиться с мнением искусствоведа Е. П. Маточкина об особенности сибирского искусства - «Наиболее важная, отличительная особенность изобразительного искусства народов Сибири - необычайная глубина памяти. Устойчивая традиция синкретизма, которая существовала в их духовной культуре вплоть до начала XX века, несомненно, наложила свой отпечаток и на профессиональное искусство на стадии его становления».1
1 Маточкин Е.П. Народное творчество и профессиональное изобразительное искусство народов Сибири//Культура народностей Сибири: традиции и современность. Новосибирск, 1986. С. 176.
профессионального уровня, скорее дилетантизма, связанная многими разными обстоятельствами, среди которых - плохие условия творческой работы и отсутствие возможности повышать свой профессиональный уровень, отдаленность от культурных центров - Москвы, Ленинграда, Красноярска и др.
В целом профессиональное изобразительное искусство 1920-1950-х годов в Хакасии было рождено историческими условиями, во многом оно формировалось на традициях русского реалистического искусства и отражало в те годы вполне определенную социально- культурную обстановку, созданную для национальных регионов, входивших в состав СССР.
Глава 2. Развитие изобразительное искусства Хакасии в 1960-1980-е годы.
Особенностью хакасского изобразительного искусства в 1960-1980-е годы явился его выход на широкую зональную, российскую, всесоюзную и международную выставочную арену. Для развития советского искусства того времени большое значение имело создание в 1960 году Союза художников РСФСР.
Организованные им зональные выставки сыграли важную роль в развитии изобразительного искусства национальных республик. Хакасия вошла в зону «Сибирь социалистическая», которая объединяла Красноярский и Алтайский края, Иркутскую, Кемеровскую, Новосибирскую, Омскую, Томскую области и Тувинскую АССР. Хакасские художники принимали участие во многих зональных, 50 республиканских «Советская Россия», всесоюзных и международных выставках. Состоявшиеся выставки явились не только формой творческого отчета перед общественностью, но и школой художественного мастерства. Их творчество в тс годы определялось стремлением к более глубокому проникновению в сущность происходивших в стране событий.
Хакасская автономная область приняла выпускников Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, Московского художественного института им. В.И. Сурикова, Московского полиграфического институт, Харьковского художественно- промышленного института, Абрамцевского, Алматинского, Красноярского, Новоалтайского, Рижского, Свердловского, Фрунзенского художественных училищ, а также выпускников других специальных учебных заведений. Каждый из них соответственно своей творческой индивидуальности находит наиболее близкие темы и сюжеты. Это
Новосибирск (1964), Омск (1967), Красноярск (1969), Омск (1975), Барнаул (1980), Кемерово (1985), Красноярск (1991), Красноярск (1998).