Вы здесь

Социальная неоднородность в среде компактных сообществ : Этнокультурный аспект

Автор: 
Мельников Вячеслав Михайлович
Тип работы: 
Кандидатская
Год: 
2005
Артикул:
275540
179 грн
Добавить в корзину

Содержимое

СОДЕРЖАНИЕ
Введение........................................................3
I глава
Теоретико-методологические основы изучения социальной структуры и культуры аборигенных народов,
старожильческих и пришлых этнических групп.....................23
1.1. Анализ различных типов культур и социальных структур
и философская картина мира.....................................23
1.2. Социальная неоднородность в контексте анализа социальных механизмов формирования этнокультурного пространства северного поселения................................40
II глава
Социальные неравенства этносов в условиях
социально-экономических изменений..............................63
2.1. Факторы и причины посткризисного состояния в среде исследуемых народов Тюменского Севера...........................64
2.2. Социологическая диагностика социальных неравенств этносов 78
2.3. Анализ социологических данных по результатам опроса, проведенного на территории Красноселькупского района ...........86
Заключение.................................................... 135
Литература.................................................... 148
Приложения.....................................................170
Приложение 1. Линейные распределения результатов опроса, проведенного на территории Красноселькупского района.
Анкета северянина. Число опрошенных - 1350 чел. в Тольке, Красиоселькупе, Ратте, май 2003 года.......................... 170
Приложение 2. Линейные распределения результатов опроса, проведенного на территории Красноселькупского района.
Анкета селькупов. Число опрошенных - 438 чел. в Тольке, Красиоселькупе, Ратте, май 2003 года.......................... 177
Приложение 3. Историко-этнографические данные: селькупы........187
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. За последние полвека нтенсивное развитие добывающей промышленности на Тюменском евере привело к масштабным миграционным процессам, росту ноэтнического населения, строительству индустриальных объектов, оявлению новых городов и посёлков, что сопровождалось обострением тнических, экологических, социально-экономических, социокультурных опросов. Традиционный образ жизни аборигенного населения (ханты, анси, ненцев, селькупов и др.), проживающих на территории Ямало-енецкого автономного округа, хотя и оказался на грани разрушения, но се же выстоял в неравном столкновении с индустриальными ехнологиями. Культуры аборигенных народов проявили удивительную изненную стойкость и способность к самосохранению. Значимость роблем, связанных с изменением структуры социальных общностей, и с убъективным истолкованием этих изменений различными группами, пределяется многими причинами и особенно тем, что основные тенденции зменсния социальной структуры до сих пор вели к углублению онфликтиости по поводу воспринимаемого социального неравенства, а овременная социальная стратификация не стабилизировалась.
Внедряемые рыночные реформы несут негативный воздействуют на радиционное природопользование этносов, вступают в противоречие с основами этнокультурного развития, а их относительная малочисленность придает становлению этничности элементы уязвимости. Интеграция, не только социальная, но и межэтническая, зависит от той модели социальной структуры, системы отношений между стратами, которая будет утверждаться в обществе, и от представлений людей о складывающихся отношениях.
Актуальность избранной темы обусловлена возросшим интересом к этнокультурной ситуации как по России в целом, так и в северных регионах в частности. Осознана важность профилактики социально-этнических проблем — когда характерные для современного мира ситуации конкуренции за
3
рождением ребенка, погребением, «медвежьим» праздником и др.), - что в контексте социального проектирования развития региона (внесение нормотворческих и законодательных актов) позволяет властям реально регулировать как внешне-, так и внутри-этнические отношения, а также применять сравнительно новые социальные технологии (конкретные управленческие решения и методы их реализации).
2. Продолжающееся промышленное освоение региона без фактора учета специфики социальной структуры (символическая замена шаманов иными представителями элит), культуры и условий жизнедеятельности коренных малочисленных народов Севера может привести к «разрыву» символического этнокультурного пространства северного поселения и в итоге к исчезновению их как самодостаточных аборигенных и старожильческих этнических групп. Разрушение такого этноса означает уничтожение неизбежно обозначаемых контуров постигаемого ими их этнокультурного пространства, понимаемого как пространства их поселения. Эго доказывается наличием традиционного мировоззрения у коренных малочисленных народов Севера, обладающей архетипической глубиной и сакральным символическим смыслом. Религиозно- мифологическое освоение окружающего пространства является приоритетным в понимании будущего развития аборигенных и старожильческих этнических групп населения, проживающего в Ямало-Ненецком автономном округе.
3. При позитивном взаимодействии культур коренных малочисленных народов Тюменского Севера с представителями иноэтнической культуры происходят интеграционные ассимиляционные процессы, не приводящие в итоге к утрате национальной самобытности, традиционных навыков и умений, необходимых им для традиционных форм природопользования -оленеводства, охоты, рыболовства, традиционных ремесел, а скорее наоборот, приводящие к явлению, которое можно охарактеризовать, как «прогрессивная метисизация». В её основе - рост количества браков коренного населения с русскими при преобладании аборигенных и старожильческих этнических
генетических признаков. Согласно данным авторского социологического исследования, примерно у более чем третьей части аборигенных народов Севера одним из родителей был русский: у 19% представителей этих народов - русский отец, у 13% - русская мать.
4. Впервые классифицированы различные критерии выделения прогрессивной метисизации северной семьи как особого типа этой социальной общности.
Чётко выявлено, что признаки "прогрессивности" метисизации северной семьи заключаются в следующем: метисы из числа народов Севера по ряду социальных показателей оказываются более "продвинутой" категорией, нежели "немстисизированное" аборигенное население. Метисы имеют более высокий уровень образования, более успешно осваивают нетрадиционные виды профессиональной деятельности, чем "чистокровные" селькупы, ханты и манси, и также лучше, чем среди местных русских. Предприниматели и специалисты производства, руководители всех уровней из представителей народов Севера - только метисы. Подавляющее большинство селькупов, манси и ханты не воспринимают смешанные браки и метисизацию как один из факторов, представляющих какую-либо опасность для их этнического существования. В социологическом опросе автора только 8% лиц из числа народностей Севера расценили широкое распространение межэтнических браков как "представляющих опасность" для их этнического существования. Близкую этому оценку дали и местные русские - среди них эту опасность для народностей Севера видят не более 6% респондентов. Установлено, что изменившиеся ценностные ориентации представительниц коренных этносов оказывают решающее значение на выбор национальности супруга, и в случае, если есть возможность такого выбора, то предпочтение отдается русским мужчинам. Нами зафиксировано, что целостность этноса поддерживается не самой по себе брачной эндогамией, но и внутренними этнокультурными связями. В случае же с народностями Севера межэтнические браки и метисизация вносят в целом сугубо позитивный вклад как в их