Ви є тут

Социальные аспекты формирования малого предпринимательства в центральной России в 90-е годы XX века

Автор: 
Кузенков Алексей Николаевич
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
2004
Артикул:
192833
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ СЛОЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К РЫНОЧНЫМ ОТНОШЕНИЯМ
1.1. Источники формирования предпринимательства в конце 80-х - начале 90-х годов XX века
1.2. Динамика развития малого предпринимательства в 90-х годах XX века
1.3. Государственная поддержка малого предпринимательства
в регионах центральной России ГЛАВА 2. КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ И КАЧЕСТВЕННЫЕ
ХАРАКТЕРИСТИКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
2.1. Основные экономические характеристики малого предпринимательства центральной России
2.2. Социальные
проблемы предпринимательства Ярославской области
2.3. Социальный портрет современного предпринимателя
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ПРИЛОЖЕНИЕ 3
3
21
21
42
68
88
88
103
122
140
146
160
164
168
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования определяется важной ролью объекта изучения в условиях трансформации социально-экономических отношений в России. Малое предпринимательство стало неотъемлемой частью современного общества и в значительной степени влияет на его дальнейшее развитие. Проникновение малого бизнеса во все сферы общественной жизни позволяет определить актуальность темы исследования в трех аспектах: социологическом, социально-экономическом и
социально-политическом.
В социологическом аспекте слой предпринимателей является элементом социальной структуры общества. Это основной источник формирования среднего класса, необходимого и неотъемлемого элемента социальной и политической стабильности в системе трансформации и развития всего российского общества. Предприниматели как социальный слой обладают особыми качественными характеристиками, выделяющими их в отдельную нишу социальной структуры.
Социально-экономический аспект предполагает изучение предпринимательства как части структуры экономических отношений. В настоящее время в России более четверти общего числа всех предприятий и организаций занимают предприятия малого бизнеса. Их эффективное функционирование является фактором решения таких важных задач, как формирование конкурентной среды, налогооблагаемой базы и укрепления экономической ситуации в стране в целом. Развитие малого предпринимательства играет важную роль в обеспечении
16
направлений государственной поддержки в масштабах государства, ожидаемые результаты выполнения; данные об объеме выделяемых средств по каждому направлению поддержки. Региональные программы поддержки предпринимательства содержат информацию о целях, задачах и содержании направлений поддержки в конкретных субъектах Федерации
центральной России.
Третья группа источников представлена материалами структурных подразделений региональных администраций, в сферу деятельности которых входит анализ состояния и проблем малого бизнеса в регионе. В материалах содержатся сведения о параметрах и характеристиках уровня экономического развития малого бизнеса в регионах.
Материалы областей центральной России отражают ход реализации региональных программ поддержки малого предпринимательства, содержат информацию о специфике социальных проблем и факторах, сдерживающих развитие малого бизнеса в каждом субъекте13.
13 См., напр.: О состоянии и развитии малого предпринимательства в Белгородской области в 2002 году и перспективах его развития.
Белгород: Департамент экономической безопасности и промышленности Администрации Белгородской области. 2003; О состоянии и развитии малого предпринимательства во Владимирской области по итогам 2001 года. Владимир: Центр поддержки предпринимательства Администрации Владимирской области. 2002; Анализ состояния малого предпринимательства в Воронежской области за 2000 г. Воронеж: Главное управление по развитию предпринимательства и
потребительского рынка Воронежской области. 2001; О состоянии и развитии малого предпринимательства Воронежской области в 2002 году. Воронеж: Администрация Воронежской области. 2003; О
состоянии малого предпринимательства в Тамбовской области по итогам 2001 года. Тамбов: Управление по развитию
17
Четвертая группа источников представлена данными
Госкомстата, в том числе региональных органов государственной статистики14. Источники данной группы важны в качестве материала для выявления комплексной, объективной, динамической картины уровня развития малого
предпринимательства в каждом регионе центральной России. Госкомстатом систематизируются и обобщаются данные о количественных характеристиках и параметрах экономического функционирования малого бизнеса.
предпринимательства и потребительского рынка Администрации Тамбовской области. 2002; О состоянии малого предпринимательства в Тверской области по итогам 2001 года. Тверь: Департамент экономики и промышленной политики Тверской области. 2002; Информация о состоянии и развитии малого предпринимательства Ярославской области в 2001 году. Ярославль: Управление государственной
поддержки и развития предпринимательской деятельности Администрации Ярославской области. 2002.
14 О развитии малого предпринимательства в Ярославской области в 1995 - 2002 годах. Ярославль: Ярославский областной комитет
государственной статистики. 2003; Основные итоги сплошного единовременного обследования малых предприятий по результатам работы за 2000 год. Кострома: Костромской областной комитет
государственной статистики. 2002; Малый бизнес города Ярославля. Информационно-статистический сборник. Ярославль: Ярославский
областной комитет государственной статистики. 2003; Малое предпринимательство в Ярославской области в сравнении с отдельными областями. Ярославль: Ярославский областной комитет
государственной статистики. 2003; рейтинг муниципальных образований Ярославской области по развитию малого предпринимательства в 2002 г. Ярославль: Ярославский областной
комитет государственной статистики. 2003.