Вы здесь

Кумысные сосуды чороны XVIII-XIX вв. : По материалам коллекций Якутского государственного объединенного музея истории и культуры народов Севера им. Е.Ярославского и Национального художественного музея Республики Саха (Якутия)

Автор: 
Петрова Анна Григорьевна
Тип работы: 
Кандидатская
Год: 
2004
Артикул:
275721
179 грн
Добавить в корзину

Содержимое

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава I Деревянная посуда в традиционной художественной культуре якутов
§ 1. Истоки художественных традиций и мифологические представления якутов 11
§2. Общая характеристика типов, назначение и технология изготовления деревянной посуды 40
Глава II Кумысный сосуд чорон XVIII - XIX века. Происхождение н эволюция
§ 1. Характеристика и эволюция видов чоронов 83
§2. Орнаментальный комплекс чоронов XVIII - XIX вв 99
Заключение 113
Глоссарий 116
Список сокращений 119
Библиография 120
Приложения
Введение
Актуальность темы. Народное творчество составляет историческую, сущностную, композиционную и технологическую основу современного декоративно-прикладного искусства.
Художественно-предметный мир, формировавшийся в глубинах этнической истории, источник, который должен рассматриваться с позиций среды бытования, его художественная форма синтетична, ее невозможно рассматривать вне этнографии, семантики, обряда, ритуала и мировоззрения.
Образы народного искусства близки и понятны, они воспринимаются, переживаются, как нечто родное, за каждым произведением стоит родовая память, преемственность творчества поколений народных мастеров. В якутском искусстве отразилось мифологическое восприятие мира, следование архаической традиции, имевшей практически-прикладную направленность и коллективную природу. Традиция в искусстве предстает как постоянно движущийся процесс, обновляющий и перерабатывающий предшествующий опыт.
Произведение народного художественного творчества - как органичное слияние духовного и материального, есть отражение мира, мировоззрения. Это и составляющая быта, выполняющая утилитарную функцию, и средоточие бесконечной множественности смыслов. Являясь выражением сознания в конкретно-чувственной форме, искусство - воспроизведение среды, которой оно рождено.
Деревянная посуда и утварь занимали важнейшее место в обиходе всех древних народов, в том числе тюркоязычных. Наиболее древние образцы обнаружены в Пазырыкских курганах (V-III вв. до н.э.). У многих современных народов ритуальная посуда из
вторая форма - коллективное творчество на основе общности промысла, развивающего традиции; третья форма - творчество мастеров сохраняющих традицию, близкая к самодеятельному искусству; четвертая форма - это организованные мастерские, профессиональное искусство, форма в которой функционирует народное искусство в производственных коллективах" (М.Л. Некрасова 1986. - С. 70). «Важно отметить - пишет М.Л. Некрасова, - что в развитии двух первых форм и третьей действует, как правило, врожденное пластическое видение мира, опыт наследуемого мастерства».
Якутскому ремеслу создания изделий и посуды из дерева соответствует первая форма, в которой народное творчество предстает «не как собрание ремесленных навыков, а прежде всего как образ мира, живой в народном сознании» (Там же. -С. 75)
Народное искусство развивается как коллективное творчество на основе преемственности и традиции, являющейся «формообразующим началом, связывающим современность с прошлым» (Изобразительное и декоративное искусство 1999. -
С.378).
Важнейшая особенность народного искусства - авторская обезличенность, доминирование коллективного опыта. «Коллективность как свойство, имманентно присущее народному творчеству, означает прежде всего то, что в нем содержится коллективный художественный опыт всего народа на протяжении его истории, за каждым народным мастером всегда стоял коллективный опыт многих поколений людей, иначе говоря, в народном искусстве получает воплощение отшлифованный веками художественный вкус носителя коллективного опыта - народа» (В.Х. Иванов 1994, С. 145).
Коллективность определила устойчивость и консерватизм народного искусства, но в то же время, эти качества народного искусства - не означают неподвижности. Под воздействием внешних и внутренних факторов искусство обогащается, заимствует элементы других художественных культур и традиций, запечатлевая непреходящее, то значительное, ценное, которое, сохраняясь, становится основой нового.
Это творчество, в котором образная структура сохраняет изначальный образ, входящий в синтез с его вариациями и новыми элементами. “Синтез заложен в самой образности, в единстве, художественной цельности произведения, в принципах формообразования, где определяющим служат родовая сущность и функция" (Изобразительное и декоративное искусство 1999. - С. 374).
Синтетичность формы народного искусства проявляется в единении пластического, живописного, графического и архитектонического начал. «Так же, как и в песенно-поэтическо -танцевальном виде народного творчества, в изобразительном искусстве в одном и том же произведении присутствуют живописные, графические и скульптурные приемы; эстетическая и художественная функции неотделимы от утилитарной, обрядовой, мемориальной, дидактической, вотивной» (В.Г. Власов 2000, С.71 1). Народное творчество всегда бифункционально, связано как отмечалось, с материальной жизнью.
Декоративно - прикладное искусство чрезвычайно тесно связано с народным искусством, но не тождественно ему.
В декоративно - прикладном искусстве составляющие художественного образа можно представить как взаимосвязь признаков двух категорий: внешних (форма проявления, внешние
16