2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение............................................ 4
1.Глава первая. Общая характеристика архитектуры Урала
второй половины Х1Х-начала XX в.в................... 19
1.1.Общая характеристика развития архитектуры Урала
второй половины 1860-х-1870-х г.г............... 19
1.2.Общая характеристика развития уральской архитектуры 1880-Х-1890-Х г.г....................... . . . 30
1.3.Общая характеристика развития уральской архитектуры 1900-х-1910-х г.г...........................41
2.Глава вторая.Архитектура: ,бб$ествеиных зданий второй половины Х1Х-начала XX,-в. в.....................57
2.1.Общественные здания второй половины 1860-х-1870х г.57
2.2,Общественные здания 1880-х-1890-х г.г............72
2.3.Общественные здания 1900-х-1910-х г.г. .'........86
3.Глава третья. Жилая архитектура Урала второй половины Х1Х-начала XX в.в....................................108
3.1.Жилая архитектура 1860-х-1870-х г.г............ 108
3.2.Жилая архитектура 1880-х-1890-х г.г. . ........123
3.3.Килая архитектура 1900-х-19Ю-х г.г..............135
Заключение............................................147
Приложения............................................ 150
I.Примечания 150
П.Краткий словарь архитекторов,инженеров и мастеров строительного дела Урала 1860-х-1910-х г.г.......... .217
Ш.Список использованных источников ................... 247
I. Лит ера тура....................................247
3
Стр.
1.1.Произведения основоположников марксизма-
ленинизма ......................................... 247
1.2.Официально-документальные и директивные материалы 247
1.3 .Книги............................................. 247
1.4.Статьи .......................................... 256
1.5.Материалы конференций ............................. 261
1.6. Диссертации........................................261
1.7.Авторефераты ......................................262
1.8.Научно-исследовательские отчеты и программы . . 263
1.9.Дореволюционная периодическая и справочная литература,содержащая сведения по архитектуре Урала второй половины Х1Х-начала XX в.в. .. . . 263
2.Архивные материалы....................................268
IV.Принятые сокращения ..................................... 272
V.Памятники архитектуры, выявленные и паспортизированные автором, взятые под охрану государства ............ 273
VI.Акты внедрения диссертации............................... 276
33
¥ •
Приобщение к железной дороге и образование привокзальных районов во многих случаях изменяет исторически сложившуюся направленность развития городских структур. Особенно, если железнодорожная линия проходит за чертой города. Так, после строительства в 1893г. железнодорожной линии в Кургане, на генеральном плане города 1903г. уже зафиксированы принципиальные изменения: если традиционно основные улицы и застройка развивались вдоль реки Тобол, то с 1890-х годов рост города идет в противоположном направлении по мере удаления от нее, в сторону вокзала; появляется сеть новых улиц, расположенных перпендикулярно главным - Троицкой и Дворянской - и ориентированных на привок-зальную площадь.00
Подобные изменения видны и на генеральном плане Уфы 1897г. Интенсивно застраиваются территория Старой и Новой Нижегородских слобод, расположенных в западной части города вдоль линии железной дороги. Намечается развитие города на север, в сторону привокзального и пристанского районов, что повышает значение улиц Центральной и Александровской,связывающих с ними гла-вный торговый центр - Верхне-Торговую площадь.
Рост железнодорожных и привокзальных районов в городах сопровождается их застройкой промышленными предприятиями, ремонтными мастерскими, депо, складами и т.п. К концу 1890-х годов застройка транспортно-промышленными зданиями расползается,вклинивается в селитебную территорию городов, нарушает правильную геометрическую сетку прилегающих кварталов. В Перми,например, дорога и пароходство занимают земли на берегу реки Камы. Прибрежная часть города быстро обрастает зданиями пароходных компаний, промышленными сооружениями,нефтехранилищами,складами,ко-
34
торые фактически отсекают от Камы ряд улиц. На верхней терассе берега жилая застройка также теснится промышленными сооружениями.^7
С развитием сети железных дорог резко возрастает и объем торговли уральских городов. Например, до строительства в 1886г. Самаро-Златоустовской дороги торговля в губернском центре Уфе развивалась медленно. После проведения дороги резко увеличился приток населения,появился спрос на разнообразную рыночную про-
ОО
дукцию, строительные материалы и т.п.00 "Направление железной дороги на г.Уфу,-отмечала городская управа,- расположенную в узле слияния двух больших рек Южного Урала - Белой и Уфы, по которым сплавляется масса местных изделий, а также вырабатываемых на уральских заводах металлов, вызвало громадный прилив в Уфу людей труда, предприимчивости и капиталов, заинтересованных прямо или косвенно в эксплуатации железной дороги. Деятельность этих лиц внесла в экономическую жизнь города огромный прирост населения, отразившийся чрезвычайно благоприятно на развитии
ОО
городского бюджета".
Градостроительные процессы периода 1880-х-1890-х г.г. характеризуются особенно интенсивным строительством торговых центров. В планировочной структуре городов они складываются уже в разветвленную систему площадей и улиц, обычно с самой плотной застройкой.
В Екатеринбурге,например, к концу 1890-х годов торговый центр, ядром которого по-прежнему остается Главная торговая площадь с гостиным двором, сильно разрастается в южном и западном направлениях, захватывая кварталы Уктусской,Успенской улиц / и Покровского проспекта.40 (Рис.За,б;в,рис.4). Поквартальные планы этих улиц показывают интенсивное нарастание плотности заст-
- Киев+380960830922