- 2 -
ОЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность проблемы
Партия и правительство уделяют большое внимание развитию и совершенствованию торговли, которая играет значительную роль в повышении благосостояния советских людей. Только за последние годы было опубликовано два специальных постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР по торговле: от 5 июля 1977 г. № 611 - "О мерах по дальнейшему развитию торговли”, от 14 января 1982 г. № 29 ”0 мерах по. дальнейшему развитию торговли и улучшению торгового обслуживания населения в одиннадцатой пятилетке".
Одной из главных социальных задач, поставленных в этих документах, является увеличение свободного времени трудящихся на основе развития сферы общественного обслуживания, облегчения труда в домашнем хозяйстве.
Вопросам культурно-бытового и торгового обслуживания населения посвящены научные исследования и печатные труды,прямо или косвенно определяющие развитие и совершенствование организации торгового обслуживания населения. В их числе работы таких видных ученых и архитекторов как С.Г.Струмилин, М.А.Орлов, Г.А.Градов, Б.Р. Еубаненко, А.И.Урбах, И.Р.Федосеева, И.Н. Кастель, В.й. Музычкин, В.Л.Кулага, В.И.Ежов, А.А.Гайдученя, К.Н.Красильникова, А .Б. Вар-шавер, 0.В.Смирнова, О.А.Великорецкий и другие.
В последние годы накоплен большой опыт проектирования и строительства прогрессивных типов торговых зданий. В научно-исследовательских, учебных и проектных институтах (ЦНИИЭП торгово-бытовых зданий и туристских комплексов, МЕХИ, МНЙИТЭП, КиевЗНИИЭП, БНШЭТсистем, Гипроторг) разработаны нормативные и технические документы, методические указания, рекомендации и научные работы,
- 3 -
посвященные рациональной организации сети и совершенствованию типов торговых зданий.
Вместе с тем проблема повышения уровня торгового обслуживания населения, улучшения градостроительных и архитектурно-композиционных решений зданий торговых предприятий еще ждет разрешения, как и проблема влияния научно-технического прогресса в отрасли.
Цель исследования. Разработка научных основ и принципов совершенствования торговой сети и формирования типов торговых зданий, что поможет улучшить их объемно-планировочную структуру и усилить архитектурно-художественную выразительность, а также создаст возможность уменьшить число работающих в непроизводственной сфере. Все это позволит повысить экономическую эффективность капитальных вложений в отрасль.
Предмет исследования. В работе исследуются вопросы организации сети магазинов с точки зрения градостроительства,объемно-планировочные, архитектурно-композиционные и функционально-технологические решения зданий прогрессивных типов магазинов (универсамов, универмагов,специализированных магазинов, магазинов заказов).
Границы исследования. Сеть и типы зданий магазинов рассмотрены, главным образом, для условий проектирования и строительства в городах П и Ш климатических районов страны.
Методика исследования. В работе использована методика, основанная на комплексном подходе в исследовании проблемы. Она включает следующие компоненты и этапы исследования:
обобщение и анализ статистических данных, характеризующих состояние и тенденции развития торгового обслуживания в СССР и зарубежных странах;
натурные обследования, изучение и анализ формирования торговой сети, ее размещение в структуре городов, поиск ее оптимиза-
- 7 -
типовое и экспериментальное проектирование, составленным автором доклада;
в перспективных планах развития и размещения сети предприятий торговли и общественного питания для различных городов страны: Ульяновска, Астрахани, Тольятти, Красноярска, Пятигорска.Кисловодска, Владимира, Мурома, Братска, Ангарска, Балакова, Гусь--Хрустального и др., разработанных автором и под его руководством;
публикациях в открытых профессиональных изданиях.
Объем и структура работы. Диссертация выполнена в форме доклада объемом стр. текста, 22 планшетов со схемами, чертежами и фотографиями.
Доклад состоит из введения, двух разделов, выводов и списка работ, опубликованных автором по теме диссертации.
I раздел - Совершенствование сети и типов магазинов. 1.1. Архитектурно-планировочная организация и размещение торговой сети в городах. 1.2. Принципы дальнейшего развития типизации магазинов .
П раздел - Совершенствование объемно-планировочных решений зданий магазинов. П.1. Проблемы формирования объемно-планировочных решений зданий магазинов. П.2. Особенности типологических решений зданий магазинов-заказов.
СОДЕШНИЕ К ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ РАБОТЫ
I. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СЕТИ И ТИПОВ МАГАЗИНОВ
1.1. Архитектурно-планировочная организация и размещение торговой сети
Автором доклада были проанализированы и определены рациональные направления в развитии торговой сети, выявлены долговре-
- 8 -
меннне прогрессивные тенденции в организации и размещении торговых предприятий в застройке городов (на основе опыта отечественной и зарубежной практики).
Одной из прогрессивных тенденций в развитии торговой сети страны является ее неуклонный количественный рост, увеличение обеспеченности городов магазинами. На начало 1980 г. обеспеченность городского населения магазинами достигла в среднем по стране 170 м2 торговой площади, при норме 185 м2.
Учитывая динамику ежегодного прироста, а также тот факт,что в ряде союзных республик (Латвийской ССР, Белорусской ССР, Грузинской ССР) обеспеченность городского населения магазинами не только достигла нормативной, но даже превзошла ее, в 1981 году, по предложению автора доклада, норма обеспеченности магазинами была повышена до 195 м2 торговой площади на 1000 человек.
Другой прогрессивной тенденцией является укрупнение торговой сети. Анализ показывает, что крупные магазины экономически более эффективны, чем мелкие, это обусловлено тем, что в крупных магазинах предоставляется более широкий ассортимент товаров, поэтому их предпочитают покупатели.
Важными тенденциями в течение двух последних десятилетий следует считать внедрение прогрессивных методов продажи товаров и прогрессивной технологии товародвижения, которые значительно сокращают время покупателей на приобретение товаров и влияют на функционально-технологическую структуру и объемно-планировочные решения зданий магазинов.
Результаты анализа этих важных проблем и рекомендации по рациональному их решению опубликованы в книгах: "Как выбрать оптимальный проект магазина"1^ и "Организация и размещение торго-
Авторы: Орлов М.А., Вержбипкий В.В. М.: Экономика, 1973
- Киев+380960830922