ОГЛАВЛЕНИЕ
ТОМ I
ВВЕДЕНИЕ..................................................... 2
ГЛАВА I. СТАНОВЛЕНИЕ ВЕНСКОЙ СКРИПИЧНОМ ШКОЛЫ КОНЦА
ХУШ - НАЧАЛА XIX ВЕКОВ.............................. 7
1.1. ОБЩЕСТВЕННО-КУЛЬТУРНАЯ И МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ
ВЕНЫ КОНЦА ХУШ - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКОВ 7
1.2. КАРЛ ДИТТЕР ФОН ДИТТЕРСДОРФ........................ 22
1.3. ВАЦЛАВ ПИХЛЬ....................................... 31
1.4. ПАВЕЛ И АНТОНИН ВРАНИЦКИЕ.......................... 34
ГЛАВА 2. СКРИПИЧНОЕ ИСКУССТВО ВЕНЫ, СВЯЗАННОЕ С
НАРОДНО-БЫТОВОЙ МУЗЫКОЙ............................ 44
2.1. ЙОЗЕФ ЛАННЕР И ИОГАНН ШТРАУС-ОТЕЦ.................. 44
2.2. ИОГАНН ШТРАУС - СЫН... Г.’ГГ,-..................... 56
ГЛАВА 3. СКРИПИЧНОЕ ИСКУССТВО, СВЯЗАННОЕ С ТВОРЧЕ-
СТВОМ КОМПОЗИТОРОВ ВЕНСКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ
ШКОЛЫ.............................................. 65
3.1. СКРИПКА В ТВОРЧЕСТВЕ ВЕНСКИХ КЛАССИКОВ.... 65
3.2. ИГНАЦ ШУППАНЦИГ................................... 85
3.3. ФРАНЦ КЛЕМЕНТ..................................... 97
ГЛАВА 4. СКРИПИЧНЫЕ КЛАССЫ ВЕНСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ
ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА.......................... 106
4.1. ЙОЗЕФ БЕМ - ПЕРВЫЙ ПРОФЕССОР СКРИПИЧНЫХ
КЛАССОВ ВЕНСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ..................... 106
4.2. ГЕОРГ ГЕЛЬМЕСЕЕРГЕР - СТАРШИЙ.................... 112
4.3. ЙОЗЕФ ГЕЛЬМЕСБЕРГЕР - СТАРШИЙ.................... 116
ГЛАВА 5. ВИРТУОЗНО-РОМАНТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ВЕНСКОМ СКРИПИЧНОМ ИСКУССТВЕ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ
XIX ВЕКА.......................................... 147
5.1. ЙОЗЕФ МАЙЗВДЕР.................... 147
5.2. ГЕНРИХ ЭРНСТ...................... 159
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................ 173
ТОМ П
ПРИЛОЖЕНИЯ.................................. 2
ЛИТЕРАТУРА.................................. 2
НОТНЫЕ ПРИМЕРЫ.............................. 7
ИЛЛЮСТРАЦИИ................................ 33
20
щийся с детством, вы - великий артист, который ценит то, что играет, может дать каждому жанру присущую ему экспрессию и не ограничивается стремлением удивлять слушателей трудностями... Вы соединяете твердость смычка, блестящее исполнение наибольших трудностей, душу, без которой искусство бессильно, с разумностью, постигающей мысль композитора, с изящным вкусом, удерживающим артиста от заблуждений его воображения"'*’. .
В последующие годы Вьетан также неоднократно выступал в Вене. Говоря о его концерте в 1842 году, Э.Ганслик отмечает "блестящее, художественное исполнение" Вьетана, высоко оценивает глубокую, лишённую дешёвых внешних эффектов манеру игры
2
и его композиторское искусство .
В 1837 году три концерта в Вене дал выдающийся польский скрипач-виртуоз Кароль Липиньский (I790-I86I), по достоинству оцененный венской публикой и как исполнитель, и как компози-
3
тор. Особенной славой пользовался его "Военный концерт" .
Спустя два года внимание венской публики привлекли концерты известного норвежского скрипача Уле Булля (I8I0-I880) и главы бельгийской скрипичной школы Шарля Берио (1802-1870). Если в игре Булля отмечали яркую виртуозность, близость к творческой манере Паганини и своеобразное воспроизведение специфических приёмов полифонической игры старинных немецких , скрипачей, то искусство видного бельгийского скрипача Берио привлекало тонким лиризмом, зрелым художественным вкусом. Большой популярностью пользовались и его собственные сочине-
■*■ Цит.по книге: Раабен Л. Жизнь замечательных скрипачей.-М.-Л., 1967, с.91-92.
2
См.: Hanslick K. Geschichte des Коп я® г twe sens in Wien. Bd.I, Wien, 1869, 8.341.
3
См.: Григорьев В. Кароль Липиньский.-M. ,1977, c52-53,120.
21
ния.
Заканчивая обзор музыкальной жизни австрийской столицы первой половины XIX века, отметим выступления в Вене в 1839 году первого русского скрипача Н.Д.Дмитриева-Свечина (1824-1865). Анализируя игру этого молодого музыканта, критика писала: "...мягкость смычка, чистота звуков, чрезвычайная сила, уверенность в исполнении труднейших мест и сладкая тающая певучесть... ставят его выше всех до сих пор слышанных детей - виртуозов. По всему видно, что Дмитриев должен занять одно из первых мест среди европейских талантов. Энтузиазм, им произведенный, был чистым излиянием сердец, до которых доходит каждая его нотка. Дмитриев был три раза вызван, что в Вене великая редкость"*.
Высокий художественный престиж побуждал многих музыкантов обосновываться в столице, среди них широко были представлены скрипачи славянского и венгерского происхождения.
Тяжёлый национальный гнёт заставлял их покидать родные края, и они съезжались в Вену в поисках признания и более широкого поля деятельности. Она включала в себя как исполнительство, так и преподавание, что способствовало становлению венской скрипичной школы конца ХУШ - начала XIX века.
Рассматривая становление венской скрипичной школы конца ХУШ - начала XIX веков, надо учесть, что в процессе исторического развития музыкальной культуры в ХУШ веке особую роль играло исполнительство на смычковых инструментах, в первую очередь, на скрипке. Скрипка была основным солирующим инструментом в любом ансамбле, руководитель которого должен был исполнять её партию в большинстве произведений.
* Цит.в кн.: Ямпольский И. Русское скрипичное искусство.-М.-Л., 1951, с.242.
- Киев+380960830922