Вы здесь

Выразительные средства экранных искусств: эстетический и технологический аспекты

Автор: 
Познин Виталий Федорович
Тип работы: 
Докторская
Год: 
2009
Артикул:
285671
179 грн
Добавить в корзину

Содержимое

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..........................................................3
ГЛАВА Г. Эстетико-психологический аспект восприятия аудиовизуальной информации.......................................20
1.1. Общие закономерности восприятия аудиовизуальной информации....20
1.2. Процесс распознания экранного изображения...................38
1.3. Свет как формообразующий компонент экранного изображения....48
1.4. Роль цвета в создании экранного образа......................59
1.5. Особенности восприятия звука в аудиовизуальном произведении.87
1.6. Особенности эстетического и психологического воздействия на зрителя телевизионного вещания...........................................93
ГЛАВА 2. Организация экранного пространства и времени...........108
2.1. Пространство кадра.........................................108
2.2. Создание экранного пространственно-временного континуума...136
2.3. Смещение пространственных и временных характеристик........163
2.4. Экранное виртуальное пространство..........................175
ГЛАВА 3. Творческо-технологический аспект создания аудиовизуального продукта.......................................182
3.1. Творческое использование техники и технологии для создания визуального образа..............................................182
3.2. Творческое использование техники и технологии для создания звукового образа................................................213
3.3. Аудиовизуальный продукт и массовая культура: технология и творчество......................................................230
ГЛАВА 4. Влияние современных технологий на формирование новой экранной эстетики.........................................237
4.1. Внедрение цифровых технологий в процесс создания аудиовизуального продукта.......................................237
4.2. Взаимовлияние новых технологий и новых творческих идей.....244
4.3. Новые эстетические явления, связанные с внедрением в экранное искусство цифровых технологий...................................262
4.4. Интеграционные процессы в средствах аудиовизуальной информации
и коммуникации. Достижения и проблемы............................288
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................302
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ.......................................................321
Приложение. Алфавитный указатель фильмов.........................336
2
ВВЕДЕНИЕ
История экранных искусств представляет собой постоянный поиск своего собственного языка, специфических средств экранной выразительности. Один из основоположников киноэстетики Луи Деллюк еще до создания «Золотой лихорадки», «Броненосца «Потемкина» и других шедевров немого кино писал, что у кино могут быть свои собственные средства выражения, не доступные никакому другому искусству, и история развития экранных искусств убедительно подтвердила его догадку. В последующие десятилетия попытки анализа выразительных средств экрана предпринимались неоднократно1.
С появлением телевидения, а затем цифровых технологий, породивших мультимедийный продукт различного вида, понятие фильма и экранного творчества претерпело значительные изменения. По мере развития экранных искусств изменялся и подход к анализу выразительных средств фильма. Если раньше в работах авторов, пытавшихся выявить специфику кинематографа и природу экранной выразительности, доминировал традиционный искусство-, ведческий подход, стремление к систематизации выразительных средств, то
'Муссинак JI. Рождение кино. Л.,1926; Балаш Б. Дух фильмы. М., 1935; Балаш Б. Кино: Становление и сущность нового искусства. М., 1968; Мартен М. Язык кино. М., 1959; Арнхейм Р. Кино как искусство. М., 1960; Лоусон Д. Фильм - творческий процесс, или Язык и структура фильма. М., 1965; Аристарко Г. История теорий кино. М., 1966;. Монте-по А. Мир фильма: Путеводитель по кино. М.. 1969; Ждан В.Н. Эволюция киновырази-тельности//Кинематограф сегодня. М., 1971; Базсн А. Что такое кино? М., 1972; Ильин Р.Н. Изобразительные ресурсы экрана. М., 1973; Кракауэр 3. Природа фильма. Реабилитация физической реальности. М., 1974; Демин В.П. Первое лицо: Художник и экранные искусства. М., 1977; Ждан В.Н. Эстетика фильма. М., 1982; Разлогов К.Э. Искусство экрана: проблемы выразительности. М., 1982; Михалкович В.И. Изобразительный язык средств массовой коммуникации. М., 1986. Соколов B.C. К методологии исследования понятия "киноязык" // Проблемы художественной специфики кино. М., 1986; Пазолини П. Теорема. М., 2000, Филиппов С.А. Без границ: перспективы развития киноязыка // Средства массовой коммуникации в художественной культуре России XX века. Том IV. Тенденции и перспективы: Сб. стJ ГИИ/Ред. - Сост. А.А.Иовикова. М.: ГИИ, 2003; Филиппов С.А. Киноязык и история. Краткая история кинематографа и киноискусства. М., 2006; Полетаева Е.Р. Развитие экранного языка и его взаимодействие с классическими искусствами: Дне.... к. искусств. М., 1982.
3
му сенсорно-перцептивной организации психики, потому что эмоциональное и эстетическое воздействие, как правило, находится в тесной связи со всеми другими видами воспринимаемой человеком информации. Наряду с системой семантических структурой являясь основными образующими когнитивного процесса) они организуют многоуровневый аффективный и интеллектуальный опыт. То есть речь идет об интегральном характере информации, которой оперируют как создатели художественных произведений, так и зрители, воспринимающие эти произведения. Это хорошо понимают сегодня прогрессивно мыслящие творческие работники. В своей книге, рассчитанной на будущих кинооператоров, В. Железняков1 неоднократно подчеркивает необходимость учитывать психофизиологические особенности восприятия визуальной информации, считая, что для творческого работника знание зритель-ской психологии ничуть не менее важно, чем освоение основ мастерства.
Восприятие зрительской аудиторией экранных произведений менялось с развитием кино-и телевидения, с одной, стороны, и изменением историко-
культурной'парадигмы, разных периодов минувшего столетия - с другой. По
/
мере того, как усложнялся язык кино, менялось, усложнялось и восприятие зрителя..Так, содержание первых фильмов, в которых начал активно использоваться монтаж, многими зрителями воспринимались с трудом (тем более что в силу безграмотности не все могли прочесть многочисленные надписи), поэтому в хороших кинотеатрах на сеансах присутствовал своего род тлумач, толкователь, которого Луис Бунюэль называет экспликадором. Этот человек словами объяснял, что происходит на экране, потому что «большая часть зрителей с трудом понимала происходящее на экране и не всегда улавливала последовательность событий»2. Именно по этой причине в Китае в 1950-е годы, когда там началось энергичное развитие кинемато1рафа, кинематографи-
1 Железняков В.Н. Цвет и контраст. Технология и творческий выбор. М., 2001.
2 Бунюэль Л. Мой последний вздох // В кн. Бунюэль о Бунюэле. М., 1989. С 65.
33
сты вынуждены были некоторое время делать фильмы примитивнонарративного характера для того, чтобы основная часть населения, проживающая в сельской местности и никогда не видевшая кино, постепенно, шаг за шагом осваивала язык кинематографа. Этим же объяснялось и наличие в немых фильмах условных кодов-знаков, дающих зрителю определешгую подсказку: тонкие черные усики означали соблазнителя и негодяя; грузный бородатый мужчина обычно был обманутым мужем; пролитые на скатерть вино или кофе - крайнюю степень волнения, покручивание тросточки - легкомыслие и т.п.1.
Надо сказать, зритель довольно быстро осваивал очередные коды кино. Очарованные самим феноменом кино экрана, они готовы были смотреть и восторженно принимать даже самые новаторские работы Д. Гриффита, Р; Клера, Ф. Мурнау, С. Эйзенштейна, В'. Пудовкина, Д. Вертова.
Расширение кииорепертуара и насыщение кинорынка фильмами раз- • личных видов и жанров постепенно разрушили’почти гомогенный вначале состав аудитории, и. на фильмы с усложненным киноязыком, с доминантой эстетической информации массовую аудиторию было уже не заманить. Сегодня же разрыв между так называемой «массовой аудиторией» и эстетически подготовленной публикой достиг своего пика. Этому в немалой степени способствовало, в первую очередь, засилье на телеэкранах аудиовизуального продукта «массовой культуры» и, в определенной мере, наша корпоративная кинокритика, в свое время поносившая все общепонятные картины, независимо от их профессионального уровня, а сегодня нередко почитающая за истинное искусство любой, даже самый скучнейший и вторичный кинематографический постмодерн и артхаус.
1 Подобного рода конвенциональные атрибуции использовались еще в античном театре, в котором, например, появление персонажа из левой кулисы означало, что он прибыл из провинции, .а появление из правой,- что он городской. Да-и сегодня в американских фильмах отрицательные герои часто специально разговаривают гугнивыми или пришепетывающими голосами.
34