Вы здесь

Американский небоскреб: истоки и эволюция

Автор: 
Зуева Полина Петровна
Тип работы: 
Кандидатская
Год: 
2009
Артикул:
293951
179 грн
Добавить в корзину

Содержимое

2
Содержание
ВВЕДЕНИЕ..............................................................................4
ГЛАВА I. ИСТОКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ. ПЕРВЫЙ ЭТАП ВОЗВЕДЕНИЯ НЕБОСКРЕБОВ: 1870-1890-е годы XIX века...............................................11
1.1. Предпосылки для строительства высотных зданий. Появление и использование термина «небоскреб»................................................11
1.2. Офисные здания в Чикаго. Первые теоретики эстетики высотного строительства. Луис Салливси (1856-1924 гг.) и Джон Велборн Рут (1850-
1891 гг.)....................................................................23
1.3. Проектирование высотных зданий в Чикаго в конце XIX века.....................29
ГЛАВА II. ВТОРОЙ ЭТАП ЭВОЛЮЦИИ ВЫСОТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА: 1890-
1930-е годы..........................................................................41
Н.1. Переход от чикагских высотных зданий-блоков к нью-йоркским небоскребам-башням. Становление высотного строительства в Ныо-
Йоркс: 1890-1910-е гг........................................................41
Н.2. Первое законодательство о зонировании высот города Ныо-Йорка 1916 г.
Работы архитекторов* X. Ферриса, X. Корбета, Р. Худа. Развитие
строительства небоскребов в Ныо-Йоркс........................................54
И.З. Ар Деко как «стиль небоскребов»: 1926-1929 годы. Переход от позднего
Ар Деко к модернизму в строительстве небоскребов 1930-х годов................75
11.4. Рокфеллер-центр в Нью-Йорке. Проект и реализация 1931-1939 гг.: утверждение типа здания-пластины................................................ 86
11.5. Закон о зонировании высот 1923 г. в Чикаго. Проектирование высотных
зданий 1920-1930-х гг.......................................................100
ГЛАВА III. ТРЕТИЙ И ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАПЫ ЭВОЛЮЦИИ НЕБОСКРЕБА. г ПОКОЛЕНИЕ НЕБОСКРЕБОВ 1940-1960-е годы. НЕБОСКРЕБЫ 1970-1990-х
годов...............................................................................118
III. 1. Строительство высотных зданий в конце 1940-х гг. Новые правила зонирования 1942 и 1956 гг. для Чикаго. Стеклянный небоскреб 1950-х гг. Законодательство о регламентации организации общественных зон города Нью-Йорка 1961 г. и его влияние на строительство высотных офисных
зданий......................................................................118
Ш.2. Проектирование высотных зданий в 1950-1960-с годы. Основные
планировочные схемы построения небоскреба...................................131
111.3. Начало поиска альтернативы высотным зданиям современного движения. Индивидуальные решения в архитектурно-строительной * практике высотных сооружений 1950-1960-х гг. Внедрение вновь изобретенных конструктивных систем высотных зданий в 1960-е годы.............................137
111.4. От модернизма к постмодернизму: небоскребы конца 1960-1970-х годов........147
111.5. Супсрисбоскребы 1970-х годов как архитектура «большого бизнеса».
Законы зонирования 1980-х годов. Поиски нового формального языка
3
высотных зданий: 1980-1990-е годы. Тенденции к созданию
экологического небоскреба.................................................161
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ВЫВОДЫ ДИССЕРТАЦИИ....................................................182
БИБЛИОГРАФИЯ......................................................................185
ПРИЛОЖЕНИЕ. Таблицы проектов и построек высотных зданий согласно этапам
развития..........................................................................195
I. Истоки возникновения. Первый этап возведения небоскребов: 1870-1890-с
годы XIX века.............................................................195
И. Второй этан эволюции высотного строительства: 1890-1930-е годы..............[.203
III. Третий и четвертый этапы эволюции небоскреба. Поколение небоскребов
1940-1960-е годы. Небоскребы 1970-1990-х годов..........................j 227
24
многоэтажных сооружений Л.Салливена были отделаны строгими поясками из терракоты с тонким орнаментом29, рисунок которого Салливен создавал путем усложнения внутренней структуры отдельно взятого элемента, показывая непрерывное изменение пластики и пропорций развивающейся органической формы30.
Трехчастное членение ясно выражено в здании Д.Адлера и Л.Салливена Гэренти Траст билдинг в Буфалло 1894-1895 гг31., где на первом и втором этажах размещались магазины и банк, аттиковый этаж был предназначен для технического оборудования, а между ними располагались этажи с офисами. Каркасно-рамная конструктивная система имела решетку примерно 5x7 м и 7x9 м, и здесь Салливен пожертвовал чистотой структуры, чтобы усилить эффект вертикализма. Он добавил к фасаду Гэренти, начиная от второго этажа, дополнительную ненесущую колонну такой же формы, как и несущие колонны, уменьшив расстояние между ними, и достиг в результате такого решения высотного «готического» акцента и сильного визуального впечатления от небоскреба, которого до этого не удавалось создать ни самому Салливену, ни его чикагским коллегам архитекторам.
В 1886-1889 гг. Д.Адлер и Л.Салливен построили многофункциональный комплекс Аудиторум, в который вошли оперное здание и 11-этажные блоки с помещениями под офисы и номера отеля. Здание оперы располагалось в середине участка и занимало половину квартала чикагской сетки улиц, 11-этажные блоки - по краям. Салливен занимался разработкой фасадов, использовал разный облицовочный материал, от рустованных блоков до гладкого тесаного камня выше 3-го этажа, моделировал высоту и массу сооружения, обращаясь к примеру складов Маршала Филда архитектора Г. Ричадсона.
29 Zanten David Van. Sullivan’s City: The Meaning of Ornament for Lou’s Sullivan. New York: W.W. Norton,2000, pp.l 1-54
Buitenhuis P. Aesthetics of the Skyscraper: The Views of Sullivan,James and Wright./Mmerican Quarterly,
Vol.9,№3 (Autumn 1957), pp. 316-324
11 Siry J. Adler and Sulliva’s Guaranty Building in Buffalo.//The Journal of the Scicty of Architectural. Vol.55, №1 (Mar. 1996), pp.6-37.
25
Техническими вопросами от конструирования стальной фермы для акустического потолка, вращающейся сцены и до создания пространств фойе для оперного зала и отеля занимался Адлер. Еще Д.Адлер уделял внимание вентиляции и использовал для Аудиториума свежий воздух, забираемый с уровня кровли здания и направляемый внутрь сооружения вентилятором диаметром 3 м. Система труб подавала воздух в различные части здания, также трубы были протянуты к и вытяжным вентиляторам .
Аудиторум был самым, крупным заказом мастеров и его влияние, как с технической точки зрения, так и с позиции идеологии было значимым33.
В 1896 г. в статье «Высотные здания, продуманные с художественной точки зрения»34, Салливен четко изложил не только свою аксиому- «форма, следует функции», по также дал яркое, образное и живое совсем непрагматичсскос определение, каким должен быть небоскреб. «Он должен быть высоким каждым дюймом своей высоты. Сила и власть высоты, торжество и гордость возвышения должны быть в нем. Каждым своим дюймом он должен быть благородным и парящим»35.
Д.Адлер; компаньон и соавтор многих проектов Л.Салливена, не возражал против создания Салливеном поэтического образа небоскреба, но сам в1 это время обсуждал вопрос, о том; как сделать его функции более совершенными. Он говорил о повышении эффективности лифтов и о пространстве этажа, где они размещались, о световом решении внутреннего двора и освещении коридора, много внимания уделяя вопросам отопления, охлаждения и вентиляции здания.
15-этажный Шиллер билдинг (Schiller Building или Шиллер театр билдинг, в котором на первых двух этажах располагался театр, а на остальных офисы) был построен Д. Адлером- и Л.Салливеном 1891-1892 гг. с учетом опыта Аудиториума. Здание представляло собой длинный блок с башней,
32 Фремптон К. Современная архитектура. Критический взгляд на историю развития // Под ред. В. Ханта. - М.: Стройиздат, 1990.С.83-84
33 Sullivan Luis. The Autobiography of an Idea.(l 924) New York: PcterSith, 1949,p.309
3,1 Sullivan Luis. The Tall Office building Artistically Considered//Inland Architect, vol. 27 (February, 1896),p.32
35 Holleran M. “The Machine that Makes the Land Pay”. Recent skyscraper scholarship // Journal of Urban History. -1999. -Vol.25, - № 6. - September. - P.860.