Вы здесь

Творчество Сергея Слонимского 1990 - 2000-х годов : эстетика, стиль

Автор: 
Черноморская Светлана Леонидовна
Тип работы: 
Кандидатская
Год: 
2010
Артикул:
1004889253
179 грн
Добавить в корзину

Содержимое

2
Содержание:
Введение.............................................................. 3
Гпива I. «Творчество Сергея Слонимского 1990-2000-х годов»............. 23
§1. «Какова душа, такова и музыка...»............................... 23
§2. «Играющий композитор? Сочиняющий пианист? Музыковед?............ 35
Глав и II.
Художник и время: Десятая симфония..................................... 52
Глава III.
Оперные искания С. Слонимского рубежа веков. «Антигона»................ ™
Глава IV.
«Между жизнью и небытием». Реквием..................................... 122
Заключение............................................................. 135
Потные примеры......................................................... 140
Приложение 1........................................................... 154
Приложение 2............................................................. 157
Приложение 3........................................................... 191
Приложение 4........................................................... 234
Б ибл йог рафия........................................................ 297
м
3
Введение
Читающему эти строки музыканту может быть небезынтересно, как именно, в результате какой трудной эволюции творческая партия, вполне заурядная в дебютной стадии, все же проросла индивидуальными комбинациями в миттельшпиле и (надеюсь) эндшшие1.
Сергеи Слонимский
Периодизация творческого пути любого художника практически всегда несет на себе отпечаток исследовательской субъективности и условности. Судьба, располагая логикой известных предопределений, — все-таки действо импровизационное. Невозможно назвать творца, который уже в юном возрасте заранее бы детально прочертил всю будущую жизнь, а затем четко следовал намеченному маршруту. Помимо воли идущего в пути обнаруживаются непредвиденные препятствия, сменяются «погодные условия», появляются и исчезают многочисленные попутчики, возникают неотмеченные на карте повороты или обходные пути. Но когда пройдено больше половины пути, можно разглядеть важнейшие рубежи творчества и, тем самым, попытаться лучше узнать и понять путника.
В музыковедении проблема эволюции творчества и характеристика его основных этапов является одной из наиболее важных. Фиксация периодов творческой юности, расцвета, зрелости — приоритетная задача любого монографического исследования. Нередко предметом отдельного изучения становится и феномен позднего периода творчества. Широкое распространение получили такие, например, понятия как «поздний стиль» Бетховена и Верди, Малера и Шостаковича или, даже, Моцарта. Попытка сформулировать важнейшие качества, присущие этому особому этапу представляется задачей непростой, требующей деликатного подхода и всегда допускающей место полемике. Очевидно, что наступление данного
* Слонимский С. Ьурлсски, элегии, дифирамбы в презренной прозе, СПб., 2000. С. 18.
30
любимой эпохой в искусстве. Возникнув под лозунгом возрождения античного искусства, эпоха Ренессанса на этой почве создала абсолютно новаторские жанры: «Опера, родившаяся как подражание античной драме, совершенно не похожа на нее. Это новый вид искусства. Гомофония — рождение мелодии с аккомпанементом — это явление новаторское. Не было гармонии, не было мелодически закругленных фраз, а было нечто совсем другое, судя по тем музыкальным отрывкам, которые до нас дошли в трагедиях Еврипида. То же самое в шекспировской драме, рождавшейся как подражание античной трагедии, на деле являющей собой совершенно новый вид искусства. Это могучий всплеск, стимулирующийся мощным античным дохристианским искусством д>50.
Завоевания эпохи Ренессанса нашли свое претворение в творчестве Слонимского в обращении к ренессансным сюжетам (опера «Мария Стюарт», Десятая симфония «Круги ада» по Данте, оперы «Гамлет» и «Король Лир»), к жанру dramma per musica («Гамлет», «Король Лир»). С Ренессансом (также и со Средневековьем) связана и третья стилевая константа — обращение к модальности (старомодальной гармонии), ставшей одной из «визитных карточек» музыкального языка композитора. Зародившись в «Песнях трубадуров» (1975), эта сфера получает развитие во Второй симфонии, в опере-балладе «Мария Стюарт», Десятой симфониях, в dramma per musica «Гамлет» и других сочинениях.
Сохранение связи с традицией и, при этом, удивительная открытость всему новому — характерная черта творчества Слонимского, позволяющая ему не впадать ни в консерватизм, ни в пустое экспериментирование. Именно она определила широкую стилевую амплитуду его сочинений, даже написанных по времени близко. Начиная уже с самых ранних сочинений, можно говорить, в самом общем смысле, о присутствии в
Ефремова Е. Сергей Слонимский. Композитор е бжнрафией /! Русский журнал. 4 фсирали 2003.
31
творчестве, «двух музык» (как, например, у Н. Мясковского, Д. Шостаковича) — одной, более близкой к классико-романтической тональной п жанровой системе, и другой, представляющей эксперимент со смелыми четвертитоновыми звучаниями, инструментальным театром, эпатажными исполнительскими составами. Так, например, в 1960-е годы по соседству с известной песней «У кошки четыре ноги» из кинофильма «Республика Шкид» мог появиться остросовременный по языку цикл «Польские строфы». Похожая ситуация наблюдается и в изучаемое двадцатилетие: рядом с авангардным Lamento furioso для кларнета (посвящено памяти Э. Денисова) возникает классико-романтическое Трио или фортепианный цикл «Воспоминания о XIX веке».
И все же если в предшествующие периоды Слонимский заявлял о себе как о ярком авангардисте, в 1990-2000-е годы вес более ощущается веяние классических традиций. При всем разнообразии техник в поздних сочинениях можно констатировать ослабление роли экспериментов в области музыкального языка, жанров, исполнительских составов. На это указывает, например, доминирование четырехчастного цикла в поздних симфониях; выбор в качестве солистов в концерте таких инструментов, как фортепиано, виолончель, альт (вместо, скажем, электрогитары); наконец, значение тональности и модальности. Наиболее показательны в этой связи метаморфозы, происходящие в камерно-инструментальной музыке, являющейся в более ранних сочинениях полем для самых смелых экспериментов (достаточно указать струнный квартет «Антифоны»). В настоящее время эта сфера творчества композитора, напротив, вес более обращена в сторону традиций, на что указывают как избираемые жанры (фортепианные трио и квинтет), гак и само звучание сочинений.
В этом отношении поздний стиль Слонимского вписывается в общую тенденцию в искусстве. Об этом же говорит Е. Подгайц: «В современном музыкальном искусстве происходят совершенно