Вы здесь

Традиционный театр теней в арабских странах: философско-эстетические аспекты зрелища

Автор: 
Дакруб Валид Фахреддин
Тип работы: 
Кандидатская
Год: 
2005
Артикул:
320977
179 грн
Добавить в корзину

Содержимое

Содержание
Введение................................................................4
Глава I.
Культурно-исторические условия возникновения и распространения теневых представлений на Ближнем Востоке
Дальневосточные корни арабского театра теней......................19
Влияние религиозной доктрины ислама...............................25
Понятие «тени» в арабской культуре и в языке......................27
Виды представлений театра теней...................................32
Ритуальный календарь театра теней.................................36
Глава II.
Литературная основа представления
Традиции устных жанров в арабской литературе......................48
Типология сюжетов.................................................53
Композиция и жанровые особенности пьес............................59
Типология персонажей..............................................70
Глава III.
Театр теней как зрелище
Природа исполнительского искуссгва................................81
Теневая кукла: эстетика и технология..............................90
Устройство игрового нространсгва.................................100
Способы художественной организации игрового пространства 103
Акустическая среда...............................................105
Заключение...
*
Библиография
109
114
Приложение 1. Сопроводительный иконо1рафический материал.............143
Приложение 2. Изложение сюжетов традиционных представлений
теневого театра......................................................148
Приложение 3. Тексты пьес традиционного театра теней.................176
%
%

3
Глава первая
Культурно-исторические условии возникновения и распространения теневых представлений на Ближнем Востоке
Дальневосточные корни арабского театра теней
Театр теней, широко распространенный и чрезвычайный популярный в странах бассейна Средиземного моря, не является арабским по своему происхождению. Разные точки зрения на появление его в арабском мире можно скорее назвать предположениями и даже легендами, чем научными версиями. Ученые высказывают разные мнения главным образом по поводу генезиса Карагеза - главного героя арабского традиционного театра теней, находя его истоки как в египетской, так и в китайской традициях. Что же касается появления на Арабском Востоке театра теней как особого вида зрелища, большинство специалистов соглашаются, что он проник сюда в XI
'У'У
веке, в период правления династии фатимидов", благодаря прочным торговым связям с дальневосточными странами, которые правомерно считаются исторической родиной театра теней.
Многие виды кукольного театра Дальнего Востока в разное время заимствовались другими культурами и получали дальнейшее развитие на почве национальных традиций конкретных стран. Поэтому некоторые описания археологических раскопок и ранние литературные источники, даже строго географически не относящиеся к теме данного исследования, имеют
23 Фатимиды: династия халифов, правившая на Ближнем Востоке в 909 -1171 годах. Вели свое происхождение от Фатимы (дочери Мухаммеда). К середине X века фатимиды подчинили всю Северную Африку и Сицилию, в конце X - начале XI веков - Сирию.
19
важное значение для понимания природы теневою театра в целом и отдельных составляющих этого эстетического феномена в частности. Особенности азиатских ритуалов с теневой куклой релевантны для нашего исследования, так как позволяют вскрыть исторические и философские корни Карагеза - театра и персонажа, а также определить, какие из его характеристик могли быть заимствованы из других культур, а что составляло его глубинную национальную специфику.
Теневые представления Индии, Явы, Индонезии, Китая и Японии отличаются друг от друга по форме и по содержанию, по технологии и эстетической природе. При этом у них есть множество схожих характеристик, обусловленных целым комплексом генетически сложных культурных взаимовлияний.
Большинство исследователей сходятся на том, что родиной театра теней является Индия. Именно здесь существовало самое большое разнообразие теневых представлений, в то время как традиции всех остальных регионов отличаются распространением, как правило, лишь одного типа зрелищ.
Страной, ранее других заимствовавшей индийскую традицию теневого театра, была Ява. Индийскую и Яванскую теневую куклу многое объединяет в технологии и эстетике. Исторически первый, широко распространенный в Индии вид представлений, который условно может считаться пра-теневым театром, является своего рода устным рассказом с демонстрацией статичных картин24.
Способ повествования, при котором передача информации осуществляется посредством показа неподвижных изобразительных композиций, свойственен разным традициям дальневосточного театра. Он использовался в яванском, балийском и малайском силуэтном театре. Этот
24 См. об этом: Соломоник И.Н. Традиционный театр кукол Востока: основные виды театра плоских изображений. М.: Наука 1983.
20