I. ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы. Большим достижением человечества явились открытия, связанные с вакцинопрофилактикой, благодаря чему были ликвидированы или сведены до минимума риски возникновения большинства опасных антропозоонозов. Среди инфекции, представляющих опасность для животных и людей, остается сибирская язва, возбудитель которой сохраняется в очагах заболевания более 70 лет. По данным МЭБ (2000-2004гг) сибирская язва ежегодно регистрируется среди животных большинства стран Азии и Африки (Индия, Пакистан, Ангола, Эфиопия, Монголия, Китай и др.). Особого внимания заслуживает ситуация в регионах Средней и Центральной Азии стран, приграничных РФ или имеющих тесные экономические связи (Казахстан, Таджикистан, Узбекистан, Киргизия) Так, за последние годы в Республике Таджикистан было зарегистрировано более 1000 неблагополучных пунктов (А. Назаров, 1997). По данным СЭС в 2000г только в г. Душанбе было зарегистрировано 338 случаев заболевания сибирской язвой среди людей, и источником их инфицирования явилось мясо, зараженное бациллами сибирской язвы
Сибиреязвенная инфекция продолжают регистрировать в традиционно эндемичных регионах, что свидетельствует о реальной возможности возникновения сибирской язвы в любой стране. Ведущие учёные инфекционисты предполагают возможность возникновения вспышек среди животных, не имеющих иммунитета к возбудителю и, в связи с этим, необходимость разработки и применения новых методов надзора и борьбы с этой болезнью становится весьма актуальной задачей. Высокая устойчивость В.апФгааБ к физическим и химическим факторам, значительная адаптационная способность к длительному сохранению, несмотря на существующую систему профилактических мероприятий, требует особого внимания специалистов к этому возбудителю.
Животноводство в Республике Таджикистан является одной из основных отраслей экономики, обеспечивающей население молоком и мясом, а также сырьем для легкой промышленности. Учитывая специфику ведения животноводства, вопросам защиты населения от опасных зооантропонозных инфекционных заболеваний, в частности, сибирской язвы
3
Почвенно-климатические условия наиболее благоприятны для жизнедеятельности возбудителя сибирской язвы. Температуры, благоприятные для вегетации бацилл, регистрируются 6 мес. апрель-сентябрь. Заражение животных происходит чаще от почвы. Отмечается четкая сезонность проявления болезни. Неблагополучие бывает относительно высоким во все месяцы, но с конца мая оно начинает возрастать, достигая максимума в шоле-августс, а затем в сентябре-октябре, медленно снижается до минимума. Основное неблагополучие наблюдается во втором полугодии.
Зона основного неблагополучия по сибирской язве - суббореальный пояс. В рассматриваемую зону входят страны Западной Европы и США. Здесь сибирскую язву регистрируют довольно часто. Притом имеется определенная связь между частотой проявления болезни к географическим расположением страны. Например, относительно реже отмечают сибирскую язву в Голландии, Дании, Бельгии, Германии, Польше, Чехии, Словакии, Франции. По мере продвижения на юг неблагополучие по сибирской язве возрастает . Наиболее часто болезнь регистрируется в Греции, Италии, а также в Монголии.
Африка считается наиболее благополучным контингентом по сибирской язве, что обычно объясняют недостаточным учетом вспышек болезни. Конечно, этот фактор существенен в определении истинной эпизоотической ситуации, однако относительное благополучие определяется, по нашему мнению, прежде всего, почвенно-климатическими факторами, которые в Африке менее благоприятны для жизнедеятельности возбудителя сибирской язвы, чем в Европе.
В теоретическом плане указанные зоны позволяют делать прогноз о возможности частоте проявления сибирской язвы; в практическом плане с учетом географической зоны - разрабатывать и проводить наиболее рациональные применительно к конкретной местности ветеринарно-санитарные мероприятия против данной болезни.
Интенсивность появления случаев заражения и широта распространения инфекционных болезней животных на конкретных территориях зависит не только от их активности и взаимодействия но и от ряда других факторов, одним из элементов которых является эпизоотическая цепь.
Внедрение в организм животного специфического возбудителя и заражение здорового восприимчивого животного является обязательным механизмом распространения инфекционной болезни, которое осуществляется посредством трех звеньев эпизоотической цепи: источник возбудителя инфекции, механизм передачи и восприимчивое животное.
Источником возбудителя инфекции при сибирской язве, как и при всех других, служат большие животные с различным течением инфекционного процесса. Из организма заболевшего животного при явном проявлении болезни возбудитель выделяется в окружающую среду с его различными выделениями.
Механизмов передачи возбудителя сибирской язвы очень много, поэтому факторы распространения могут быть различные. Больные животные обсеменяют различные объекты окружающей среды. Также существенным фактором передачи возбудителя сибирской язвы служат корма, мясо и животное сырье, полученное от больных животных.
В смысле передачи возбудителя инфекции особенно опасны груды животных, павших от сибирской язвы. По данным Т. Кебеджиева и А.Томова (1969) возбудитель сибиреязвенной инфекции в трупе не остается в пассивном состоянии. В первые часы после смерти животного микробы, находящиеся в трупе, начинают усиленно размножаться, вирулентность их повышается. В грудах мелких лабораторных животных микробы антракса не только интенсивно размножаются и повышают свою вирулентность, но и образуют споры. Приведенные данные требуют дальнейшего подтверждения.
В запросе об эпизоотической значимости бациллоносительства нельзя упускать из виду влияние на микроорганизм различных предрасполагающих
- Киев+380960830922