Вы здесь

Взаимодействие балета и пластических искусств в русской художественной культуре конца XIX - начала XX вв.

Автор: 
Портнова Татьяна Васильевна
Тип работы: 
диссертация доктора искусствоведения
Год: 
2009
Количество страниц: 
538
Артикул:
172122
179 грн
Добавить в корзину

Содержимое

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ........................................................... 3
ГЛАВА I. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНАЯ СТРУКТУРА ПЛАСТИЧЕСКИХ ИСКУССТВ В БАЛЕТЕ
1.1 Пластический язык изобразительных искусств и его элементы в танце ... 23
1.2 Выражение жанровой системы и средств изобразительных искусств
в хореографии...................................................... 89
1.3 Сценография в художественной целостности балетного спектакля
и композиционно-образные возможности синтеза искусств.............. 125
ГЛАВА 2. ОБРАЗЫ БАЛЕТА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
2.1 Иконографические принципы, типология и интерпретация балетного образа............................................................. 170
2.2 Движение как основная проблема художественных исканий.......... 239
2.3 Взаимоотношение мотива танца и стиля его изображения........... 296
ГЛАВА 3. РОЛЬ И 311АЧЕНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ В ТВОРЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ХОРЕОГРАФА
3.1 Метод изображения в процессе создания хореографического образа 340
3.2 Творческая концепция артиста балета и балетмейстера в произведениях станкового и театрально-декорационного искусства...................
3.3 Изобразительный материал как источник решения вопросов теории
и практики балетного театра........................................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.........................................................
ПРИМЕЧАНИЯ.........................................................
БИБЛИОГРАФИЯ.......................................................
СОКРАЩЕНИЯ.......................................'.................
ПРИЛОЖЕНИЕ. АЛЬБОМ ФОТОГРАФИЙ......................................
2
ВВЕДЕНИЕ
В диссертации впервые формулируются и ставятся вопросы по изучению пластических искусств в связи с балетным искусством, проблем синтеза и форм их взаимодействия. Она является первым опытом междисциплинарного изучения изобразительных искусств и близким к ним декоративноприкладного искусства и архитектуры в контексте с хореографией, а также обобщенного и сравнительного подхода к анализу художественных произведений на данную тему.
Цель работы - установить взаимосвязи между балетом и графикой, балетом и живописью, балетом и скульптурой, балетом и декоративно-прикладным искусством, балетом и архитектурой, определить специфику этих пар искусств, прояснить природу изобразительного начала в балете, а также выявить художественные искания и решения в произведениях изобразительного искусства, посвященных балету, проследить взаимодействие названных искусств в различных аспектах творчества.
В диссертации впервые используются до сих пор не изученные архивные документы и материалы, дается ряд малоизвестных имен художников и рассматривается много новых произведений, которые помогают глубже рассмотреть поставленные проблемы.
Исследование данной темы основано на использовании материалов изобразительного искусства и архивных документов, находящихся в музеях России и личных коллекциях, а также каталогов зарубежных музеев. При написании работы автору пришлось ознакомиться со всеми произведениями, посвященными русскому, частично зарубежному балету, хранящимися в Государственной Третьяковской галерее, Русском музее, Государственном музее изобразительных искусств им. Л.С. Пушкина, Государственном театральном музее им. А.А.Бахрушина, музее Государственного академического Большого театра России, музее Мариинского театра оперы и балета, в музеях Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой, в научно-исследовательском
стических образов и пространственных форм. Пластика есть достояние обоих искусств, у них цель одна и та же: соединять и располагать элементы композиции (в скульптуре) и фигуры (в балете) так, чтобы они составляли гармоническое художественное целое и давали каждой форме выражение и жизнь. Человек - главный объект изображения в скульптуре. И здесь обнаруживаются огромные возможности и преимущества перед другими видами родственных ей изобразительных искусств. И в этом же обнаруживаются сё связи с балетом. В статье «Искусство танца» К. Блазис писал: «Хороший танцовщик, разумный, точный и безупречный в танце, блестящий и лёгкий в своих
па, естественный и изящный в позах, в любое мгновение должен быть нату-
28
рой для художника или ваятеля». Человек в скульптуре так же как в танце предстаёт перед нами ёмко, осязаемо, что значительно повышает эмоциональность восприятия художественного образа.
Бесспорно, что из всех видов изобразительного искусства скульптура имеет особенно большое сходство с балетом. Не случайно классический танец нашёл многообразное изображение в пластике. Балетмейстер Р. Захаров, говоря о балетмсйстере-скульпторе в книге «Сочинение танца», отметил: «Между творчеством скульптора и балетмейстера много общего. Оба создают пластические образы в виде прекрасных, выразительных форм. Разница в том, что скульптор пользуется для воплощения своей идеи безжизненным материалом - глиной, мрамором, бронзой - и его произведение, запечатлев какой-либо миг в жизни человека, остаётся вечно неподвижным, а балетмейстер работает с живым человеком, движущимся в непрерывном чередовании скульптурных форм, способных выразить любые чувства и мысли». Полезно тут же сказать, что существуют ещё некие взаимоотношения между художественным языком скульптуры и некоторыми элементами танца. Пластическая интонация - изначальная категория балета и скульптуры. Недаром правомерно высказывание: «Балет - это «ожившая скульптура», а скульптура -«застывший танец». Объём - это удивительное художественное качество, он
52
много несёт в произведение искусства, раскрывает эстетическую природу пластического начала, которое пришло в балет вместе со скульптурой.
Скульптура так же как и балет даёт объёмно-пространственное решение образа. Обход скульптуры, рассматривание её со всех сторон, сопоставление частей так же как и наблюдение за движением артистов во время танца, позволяют представить все её пластические качества и выявить смысл произведения. Однако это восприятие скульптурного произведения сродни ощущению от реального восприятия танца только в единственно запечатлённом мгновении. Балет - искусство «движущееся» и поэтому дающее тысячи разнообразных впечатлений, которых один зафиксированный момент танца в скульптуре дать не может, но не нужно забывать, что неподвижная поза во время танца - будь то она статична или динамична, это вовсе не ничего говорящие пауза или остановленный миг балетного спектакля. Каждая поза и фигура в балете несёт смысл, включается в ткань всего хореографического произведения. Поэтому, когда мы говорим, что балет - это «ожившая скульптура», а скульптура - «застывший танец», то имеем в виду одну позу, краткий эпизод движения танцора. Вместе с тем, поскольку каждая поза в балете -выразительный, говорящий элемент, обозревая скульптурное произведение, запечатлевшее танец, мы можем определить, что было раньше и предсказать, домыслить развитие того или иного артиста, как бы создавая хореографический спектакль в своём воображении. И наоборот, наблюдая за цепью движений во время танца, можем вычленить, остановить понравившуюся фигуру, позу, любуясь её выразительностью и красотой. У Р. Захарова читаем дальше: «Каждая поза в танце — это и есть скульптура. Другое дело, что одна поза (как и скульптура) может быть совершенной по форме, законченной в своих гармонических пропорциях, другая же - нехудожественной, невыразительной, где сразу бросаются в глаза диспропорции и отсутствие внутренней неполноценности. Как великие скульпторы наделены даром одухотворения глины, камня, бронзы, так и истинный художник-балетмейстер, поэт, артист,
53