Вы здесь

Иконное наследие Орловского края XVIII-XIX веков

Автор: 
Комова, Марианна Александровна
Тип работы: 
диссертация кандидата искусствоведения
Год: 
2006
Артикул:
172268
179 грн
Добавить в корзину

Содержимое

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение..........................................................................4
Предмет и задачи исследования......................................................4
Источники и методы исследования...................................................6
Географические и хронологические границы...........................................8
Структура диссертации..............................................................9
Глава 1. ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ ОБЗОР
1.1. Очерк истории изучения поздней иконописи.....................................10
1.2. История изучения иконного наследия Орловского края...........................25
Глава 2. ИСТОКИ ТРАДИЦИИ
2.1. Административное и епархиальное деление земель в верхнем течении Оки и восточном Подесснье до 1700 года..................................................33
2.2. Сведения об иконописи Верхнеокского края и близлежащих земель до конца XVI века44
2.3. Сведения об иконописи Верхнеокского края и близлежащих земель в XVII веке 54
Иконопись старообрядцев в конце XVII века.........................................83
Выводы............................................................................84
Глава 3. ИКОННОЕ НАСЛЕДИЕ ОРЛОВСКОГО КРАЯ XVIII ВЕКА
3.1. Административное и епархиальное деление Верхнеокского края и
близлежащих земель................................................................86
3.2. Сведения об иконописи в Верхнеокском крае и близлежащих землях.
Типология произведений............................................................90
Иконопись в Верхнеокском крае.....................................................90
Иконопись в Восточном Подесенье..................................................120
Иконопись старообрядцев..........................................................140
Выводы...........................................................................142
3.3. Местное наследие и общерусские традиции в иконописи Орловского края
на примере сохранившихся произведений............................................144
Иконы, близкие по стилю творчеству мастеров Оружейной палаты.....................144
Иконы, продолжающие среднерусскую традицию.......................................152
Иконы с элементами украинской и белорусской традиции.............................158
Иконы «фольклорного» типа........................................................175
Иконы, близкие барокко, с элементами западноевропейской традиции.................177
Иконы переходного стиля - от барокко к раннему классицизму.......................182
Выводы...........................................................................188
3
Глава 4. ИКОНОПИСНОЕ НАСЛЕДИЕ ОРЛОВСКОГО КРАЯ XIX ВЕКА
4.1. Сведения об официальной иконописи и иконописном деле. Типология произведений.191
Академическая живопись на религиозные сюжеты......................................192
Орловский Архиерейский дом и монастырские заказы..................................20 Г
Монастырские мастера и иконы-портреты.............................................205
Отношение к старинным иконам в Орле и уездах......................................214
Народное иконопочитание...........................................................224
Выводы............................................................................229
4.2. Сведения об иконописи и иконописном деле старообрядцев.......................230
Эсхатология и искусство старообрядцев.............................................232
Собирание старых икон.............................................................235
Выбор икон старообрядцами.........................................................237
Иконы в храмах и моленных орловских старообрядцев-поповцев........................242
Старообрядцы-беспоповцы и иконопись...............................................256
Старообрядческая иконопись в синодальных храмах...................................261
Выводы............................................................................263
4.3. Стилистические тенденции, культурные традиции в сохранившихся произведениях...264 Ретроспективизм в официальной церковной живописи на примере списков
с чудотворных икон XVIII века.....................................................264
Монастырские иконы-портреты и произведения, связанные с монашеским заказом 269
Народная иконопись с реминисценциями академизма и барокко фольклорного типа 275
Произведения ветковско-стародубского круга в Орловской губернии...................284
Иконопись Верхнего Подесенья......................................................284
Иконопись ветковского типа в центральных уездах Орловщины.........................289
Волховские письма ветковского типа................................................294
Выводы............................................................................302
Заключение........................................................................308
ПРИЛОЖЕНИЯ
Каталог...........................................................................311
Иллюстрации (раздел 3.3.).........................................................339
Иллюстрации (раздел 4.3.).........................................................357
Словарь мастеров..................................................................377
Библиография......................................................................398
Список сокращений.................................................................435
Карта Орловском губернии......................................................... ,Д36
42
Позднее, в 1683 г. была предпринята ревизия состава тех полков московских стрельцов, которые возвращались домой после пребывания в малороссийских городах во время Турецкой войны (в Киеве, Чернигове и других). Севскому воеводе, окольничему Леонтию Романовичу Неплюеву, велено было «отобрать из них ... раскольников, и в смутное время бывших убийц и грабителей, и ныне от тех не унимающихся, от коих и впредь опасно всякого дурна», и одну половину из них послать из Ссвска с начальными людьми в Курск, а другую водворить на вечное жительство в Севске. Так образовалась в Севске раскольничья Сухарева стрелецкая слобода, в которой «по переписи 1711 г. было 464 стрелецких двора, и в них 1540 душ обоего пола, кроме состоявших в походах. К ним, в 1684 г., велено было Трубчевскому воеводе Озерову выслать из Трубчевска церковных раскольников Никиту Иванова, Силуана Акинфова, Ерошку Широкова, Архипку Федорова, Ивашку Иванова, Ивашку Никифорова и Оську Максимова»2^7. Кроме специальных поселений, на окраинах Московского государства образовались несанкционированные властями центры последователей старых обрядов.
Заселение посадов Стародубья (тогда земли Северной Украины) происходило за счет посадского и крестьянского населения, первоначально бежавшего еще в 1620-е гг. из помещичьих и монастырских земель не, сколько из-за религиозных притеснений, сколько от увеличившихся налогов . В конце XVII в. на окраины Северской и Польской земли бежали крестьяне Галицкого, Костромского, Ростовского, Ярославского, Вологодского уездов и из земель к востоку от Москвы, т.е. из регионов, расположенных севернее течения Оки. С 1682 г. «низовой» приток населения из Поволжья затронул Орел, Кромы, Севск и Комарицкую волость, Рыльск, Обоянь, Белгород и двинулся далее в Стародубьс239. Почти половина от всех семей переселенцев приходилось на долю Калужского, Тульского, Белевского, Орловского и Рыльского уездов, жители которых в большинстве случаев были старообрядцами. Второй поток старообрядцев из Москвы, Калуги, Рославля, Белева, Волхова, Курска затронул Стародубье с 1693 г.240.
Старообрядческие поселения в изучаемом регионе сконцентрировались на востоке современной Брянской области и центральных землях Орловского края. Святитель Димитрий Ростовский, проведя несколько десятилетни в местных монастырях, хорошо узнал положение дел в Черниговской епархии. В 1709 г. он пишет «Розыск о раскольнической Брынской вере»241, где даст подробное изложение и критику воззрений
237 Пясецкий Г.М. История Орловской епархии. С. 173-174.
231 Лилеев ММ. Указ. соч. С. 21.
239 Перекрестов Р.И. Клинцовский летописец: Сборник. Кн. 1. Клинцы, 2004. С. 95-96; Новосельский A.A. Побеги крестьян и холопов и их сыск в Московском государстве второй половины XVII века. Л., 1926. С. 334.
240 Перекрестов Р.И. Указ. соч. С. 108-112, 116, 120.
241 Костомаров НМ. Указ. соч. Кн. И. С.520-521,528.
43
местных староверов, обосновавшихся в лесах Брянщины и Калужского края. Он сосредоточил внимание в своем труде на критике эсхатологических воззрений раскольников, их отношения к таинствам, почитанию икон, мощей, быте.
Вероятно, уже в конце XVII в. поселения староверов в изучаемом регионе были связаны со Стародубьем и Веткой. Среди сподвижников ветковского духовного руководителя - попа Козьмы были выходцы из Всрхнсокского края, например, старец
Л
Стефан из Белева . Он вместе с о. Кузьмой, бежавшим из Москвы, еще в конце 1670-х гг. окормлял небольшую общину московских старообрядцев из 20 человек в пограничном Стародубе243. Тогда были образованы поселения старообрядцев: Дсмянка, Понуровка, Синий Колодезь, Белый Колодезь, Замишево и Шеломы244.
Интересен тот факт, что несколько поселений старообрядцев в Северной Украине располагалось на землях церковных феодалов, и в частности, Киево-Печерской Лавры245. Это могло повлиять на выбор редкой для старообрядцев иконографии, яркого колорита и стилистических заимствований («киевское барокко»).
В 1682-1684 гг. после разгона этого поселения, согласно указу царевны Софьи на имя Черниговского архиерея и стародубского полковника, раскольники бежали за польскую границу. Первое островное поселение на реке Ветка располагалось в конце XVII в. за пределами российской границы на польских землях, принадлежащих панам Халсцким . Там, в 1695 г. была освящена первая в этом регионе старообрядческая церковь.
Ветковцы первыми стали принимать беглых священников еще в 1690-е годы247. Этот пример был воспринят и орловскими староверами, которые в первой половине XVIII в. уже «имели в Орле свои молельни и своих попов», перебежавших из официальной церковной организации. Неустроенность материального положения провинциального священства давало возможность орловским старообрядцам «доставать» священников «иногда за деньги в среде православного духовенства»248.
Складывающаяся культура старообрядцев Верхнеокского региона носила низовой характер и вплотную не зависела от уровня образованности общества. Эмоциональность преобладала над рациональностью, что давало возможность раскольникам находить сочувствовавших в среде простого населения. С конца XVII в. раскольники Верхнеокского региона, не создав отдельного толка, были вовлечены в круговорот событий, связанных с
212 История и обычаи Ветковской церкви // Старообрядец. Нижний Новгород. 1906. Лг2 4. С. 426.
243 Стародубье //Христианство: Энциклопедический словарь: В 3-ех т. Т. 2: Л-С. М., 1995. С. 626-627.
244 Лилеев ММ. Указ. соч. С. 148.
243 Там же. С. 39.
246 Нечаева Г.Г. Ветковская икона. Минск, 2002. С. 21-22; Беляев Я.С. Летопись Ветковской церкви. Рукопись XVIII в. в ИРЛИ. Древлехранилище, собрание НМЛ И. № 45. Л. 2.об.
247 Поповщина // Христианство: Энциклопедический словарь. Т. 2: Л-С. С. 368.
244 Пясецкий Г.М. Забытая история Орла. С. 130.