ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.............................................3
Глава I. Социально-культурная ситуация и монументальное в искусство........................................22
Глава II. Военно-патриотическая и историческая тема в
монументальной пластике Москвы постсоветского времени ...................................71
Глава III. Многообразие героев и образных решений
монументальной скульптуры Москвы постсоветского времени....................................109
Заключение .......................................149
Библиография .....................................153
Приложение
158
3
ВВЕДЕНИЕ
Проблемам отечественной монументальной пластики посвящена значительная литература, включающая как научные исследования, так и работы популярного и подчас беллетристического характера. Все эти жанры имеют безусловное право на существование, так как адресованы подчас разному читателю, роднит их меж собой стремление авторов выявить основные этапы и закономерности становления и развития этого вида творчества.
камня может иметь сквозное отверстие и ничего не терять при этом, если размер, форма и направление отверстия продуманны... Отверстие связывает одну сторону с другой, сразу же делая форму более трехмерной» (Henry Moore, C. 23).
Опыты скульпторов в области кинетического искусства так же решают проблемы статуи и пространства, однако анализ этого явления не входит в задачи данного исследования.
Пластическая форма неразрывно связана с материалом и содержанием произведения и только при единстве этих компонентов возможно создание полноценного художественного образа.
Анализу художественных и пластических особенностей различных материалов скульптуры посвящены работы не только исследователей, но и самих мастеров.
Здесь следует отметить лишь то, что с древних времени большое значение придавалось скульпторами не только физическим свойствам материала (твердость, текучесть,
пластичность и т.п.), но и тому, что он является носителем символических качеств. Так, известна трансформация значения камня - от почитаемого язычниками обломка священной скалы до символа твердости веры у христиан. Кроме того, отдельные породы камня столь же символичны: порфир - императорский цвет со времен Византии, дерево связывается с представлениями о «древе жизни», золото -божественное, вечное, слоновая кость - символ твердости и т.д.
«Бронзы многопудье и мраморная слизь» до сих пор ассоциируются с произведениями монументальной скульптуры не только потому, что являются наиболее употребительными материалами, но и по устоявшемуся стереотипу использования именно этих материалов при создании памятников. Характерно в этом случае то, что часто гипсовые скульптуры покрывались бронзовой краской или золотились.
- Киев+380960830922