ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение..................................................... 4
Историографический очерк....................................... 12
Глава I. Истоки и предпосылки возникновения стилистической системы ар деко. 1900-1914.......................30
1.1. Ар нуво....................................................30
1.1.1. Греза о стиле............................................30
1 Л.2. «Пророки» обновления.....................................33
1.1.3. Галерея 3. Бинга.........................................35
1.2. «Эпоха новых обретений»....................................38
1.2.1. Пробуждение интереса.....................................38
1.2.2. Поль Гоген. Первый опыт примитивизма.....................40
1.2.3. Эксперименты фовизма. Чувственность инстинкта............42
1.2.4. Начала кубизма. Логика первоформ.........................44
1.2.5. Традиция: новая интерпретация............................47
1.2.6. Архаика. Примитив. Примитивизм...........................51
1.3. Возникновение стилистической системы ар деко...............59
1.3.1. Декоративно-прикладное искусство Франции в 1900-е годы....59
1.3.2. Конкуренция. Взаимоотношения с декоративным искусством Германии и Австро-Венгрии.................................62
1.3.3. «Прививка варварства». Русские балеты....................66
1.3.4. Мастерская Поля Пуаре: творческая лаборатория ар деко 69
1.3.5. Творческие идеи и практика «конструкторов» и «колористов»..77
1.3.6. Мастера и художественные события предвоенной поры
и «прото-ар деко».........................................83
Глава II. Кристаллизация и развитие ар деко. 1914-1924..........96
2.1. Эпоха разрушения границ....................................96
2.1.1. Многоликая традиция......................................97
2.1.2. «Вечное 14 июля». Жан Кокто.............................109
2.1.3. Практицизм. Новая функция искусства.....................116
2.2. Сложение и зрелость стилистической системы ар деко........123
2.2.1. «Современный французский стиль».........................123
2.2.2. Ар деко и изобразительное искусство.....................128
2.2.3. «Традиционалисты» и «модернисты». Практика французских
2
художников-декораторов конца 1910-х - начала 1920-х годов 142
Глава III. «Париж 1925».....................................159
3.1. Международная выставка декоративных искусств и художественной промышленности...............................160
3.1.1. «Наследие колоризма».................................166
3.1.2. «Традиционалисты» и «модернисты» на выставке.........168
3.1.3. Взаимосвязи и взаимовлияния. Иностранные участники выставки....................................................185
3.1.4. Ар деко как целостная саморазвивающаяся система......189
3.2. Радикальная альтернатива...............................198
Заключение..................................................205
Примечания..................................................208
Библиография................................................216
3
вновь обретшего актуальность распространённого в 1920-е годы и особенно часто употреблявшегося в связи с Парижской выставкой декоративных искусств 1925 года сокращения «Arts Décos» - от «Arts Décoratifs». Это обозначение привлекло исследователей 1960-х годов не только своей относительной аутентичностью, но и компактностью, лёгкостью употребления практически без изменений в литературе на разных языках - своеобразной «интернациональностью». Возможно, сыграло свою роль и очевидное сходство и родство терминов «ар нуво» и «ар деко», также облегчившее закрепление и распространение последнего. Значение с редкой органичностью вошедшего в лексикон не только историков искусства, но и широкой публики термина было закреплено X. Джелсон в статье в газете «Таймс» 1966 года, публикациями в журнале «Эль» 1967-го, и особенно - небольшой книгой Бевиса Хиллиера «Ар деко», вышедшей в Лондоне в 1968 году. Написанная в жанре, напоминающем скорее эссе, нежели исследование по истории искусства, она тем не менее наметила основные пути анализа артефактов культуры 1920-1930-х годов, отличающиеся от общепринятых в искусствоведческой среде. В первую очередь это своеобразная «облегчённость» (но не упрощённость) схемы построения повествования по небольшим главам со ставшими впоследствии традиционными названиями «Что такое ар деко?», «Происхождение ар деко», и распределением предметов по группам материалов (металл, стекло, фарфор и т.д.), а также активным включением в текст собственных воспоминаний и ироничных комментариев автора. К 1969 году относится первое появление книги Мартина Бэтгерсби «Декоративные двадцатые», где автор, предпочитая термину «ар деко» определение «век джаза», исследует эволюцию прикладного искусства 1920-х годов в Европе, уделяя основное внимание Франции и Британии.
Перевод первоначального интереса к ар деко в сугубо практическую сферу осуществляется в 1970-е годы. Этому во многом способствовала организация масштабных выставок, максимально полно раскрывающих все аспекты ар деко - от «элитарных» до «демократических». Первое из подобных мероприятий по красноречивым названием «Мир ар деко» состоялось в 1971 году в Миннеаполисе и было подготовлено недавним автором романтически-ностальгического эссе «Ар деко» Б. Хиллиером. Предметы, относимые к ар деко, ценность которых как произведений искусства была утверждена лишь несколько лет назад, получали теперь и соответствующую материальную
21
оценку. Обилие и сравнительная доступность артефактов 1920-1930-х годов сделало быстро формирующуюся моду на них достоянием широких кругов общества. Одним из первых вестников превращения ар деко из «реабилитируемого стиля» в модный и чрезвычайно популярный объект собирательства стал прошедший 8 ноября 1972 года аукцион предметов из коллекции Жака Дусе, включавшей работы ведущих французских мастеров изобразительного и прикладного искусства 1910-1920-х годов.
Новая ситуация накладывает значительный отпечаток и на литературу по рассматриваемой теме: издания, где высокое качество полиграфии и особое внимание к красочным иллюстрациям отражаются даже в названиях («Полноцветная книга об ар деко» Дэна Кляйна, 1973), повторяют и «канонизируют» уже выработанную схему - очерк о происхождении стиля (часто рассматривающий его предшественников в отдельных главах) и стандартные разделы, все более напоминающие стринги аукциона - «Мебель», «Ювелирное искусство».
Инициатива в изучении и публикации памятников ар деко переходит в руки исследователей из США, с присущей им точностью и скрупулезностью приступивших к сбору и обработке обширного американского и европейского материала. Результатом этой работы стали многочисленные, прекрасно иллюстрированные книги, новые крупные выставки. Основная заслуга этих красочных изданий - в знакомстве широкой публики с лучшими образцами ар деко, широкой популяризации явления, придании ему одновременно статуса музейной ценности и реального «второго дыхания». Именно такой подход, позволяющий включать в текст и характеристику художественной ситуации, и подробное описание отдельных памятников, оказался адекватным форме массового издания об ар деко, послужив схемой книги А. Данкена, выпущенной в серии «Мир искусства» издательства «Thames and Hudson» уже в 1980-е годы. Авторами этих книг являются часто уже не эссеисты-романтики, а профессиональные консультанты ведущих аукционных домов или сами их владельцы. Такие справочники и руководства для коллекционеров, равно как и каталоги британских и американских аукционов, помимо прочего знакомят исследователей и публику с новым фактическим материалом. Оперативно публикуются активно комплектуемые в этот период частные и государственные собрания ар деко («Дух и великолепие ар деко» из-
22
- Киев+380960830922