Вы здесь

Инструментальные ансамбли с фортепиано Альфреда Шнитке: к проблеме диалога

Автор: 
Захарова Елена Геннадьевна
Тип работы: 
к проблеме диалога
Год: 
2008
Количество страниц: 
226
Артикул:
172566
179 грн
Добавить в корзину

Содержимое

2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 4
Первая глава. Инструментальные ансамбли с фортепиано в творчестве Альфреда Шнитке 12
Вторая глава. Специфика инструментальных сочинений для двух инструментов 34
2.1. Принципы сонатности и особенности сонатной формы 34
2.2. Сюитный цикл в камерной музыке Шнитке 53
2.3. Диалогичность рондо Шнитке 62
2.4. Диалогичность в несенной форме Шнитке 65
2.5. Диалогичность в ансамблевой миниатюре Шнитке 70 Третья глава. Композиционные особенности больших инструментальных ансамблей Шиитке и роль в них фортепиано 73
3.1. Традиционные жанры и их претворение в творчестве Шнитке 73
3.1.1. Альфред Шнитке - Дмитрий Шостакович: «Гп Метопаш» в жанре Фортепианного
трио 73
3.1.2. Жанр фортепианного квинтета в творчестве Шнитке 79
3.1.3. Жанр серенады в творчестве Шнитке: ог традиции к индивидуализации 87
3.2. Особые жанровые решения Шнитке 91
3.2.1. «Диалог» для виолончели и семи инструментов 91
3.2.2. «Эпилог» из балета «Пер Гюнт» 94
3.3. А. Шнитке-Г. Малер. Набросок ко второй части Фортепианного квартета 100
Четвёртая глава. Диалогические принципы в ансамблях с фортепиано, клавесином и органом 106
4.1. Фортепианный ансамбль. «Посвящение
И. Стравинскому, С. Прокофьеву, Д. Шостаковичу» 106
з
4.2. Клавесин в ансамблях Шнитке 4.3. Орган в ансамблях Шнитке. 108
«Звук и отзвук» для тромбона и органа 120
Заключение 125
Библиография 129
Приложение 1 150
Приложение 2 162
Приложение 3 164
21
В связи с тем, что стилевой диалог вбирает в себя все другие типы диалога, обратимся к его рассмотрению в фортепианных камерноинструментальных ансамблях Шни гке более подробно.
Общеизвестная классификация Шнитке полистилисгических связей в музыке33 в определённой степени раскрывает лишь некоторые стороны стилевого диалога композитора. Широта диалогического пространства художественного мира мастера свидетельствует об интертекстуальности его творчества, ибо в фортепианных камерно-инструментальных ансамблях, равно как и в других жанровых сферах творчества композитора, нашли своё преломление не только многие и разные идеи музыкальной классики, но и
л л
русской, и европейской литературы, театра и кино . По сути, каждый фортепианный камерно-инструментальный ансамбль — это сложный интертекст, включающий обширный диапазон различных музыкальных, литературных, философских «прстекстов», предшествующих или параллельных ему по времени, а также свидетельствующий о глубоких и многосторонних связях с традициями мировой культуры.
Диалогическое «поле» художественного микрокосма композитора обширно, ибо он, по словам Шнитке, «не может пройти мимо этого ежедневно открываемого ему мира музыки прошлого»35 и с большим вниманием вслушивается в" голоса предшественников — Моцарта, Гайдна, Шуберта, Малера, Берга (линия, следующая от немецкого классицизма к австрийскому романтизму и экспрессионизму) и Грига, а также Мусоргского, Чайковского, Стравинского, Прокофьева, Шостаковича. Однако в центре его внимания неизменно музыка Баха, как квинтэссенция высшей правды, гармонии рационального и эмоционального начал, целостного и глубокого
33 Шнитке А. Полисинтетические тенденции современной музыки // Шнитке А. Статьи о музыке. - М.,
2004. С. 97-101.
31 Проведем границу между понятиями «интертекстуальносгь» п «полистилистика», которые часто отождествлены в науке: «Интертекстуальносгь - широкое явление взаимодействия как вербальных, так н невербальных текстов в культуре, включающей философию, живопись, музыку, литературу и т. д. Полистилистика - более узкое понятие, возникшее именно и рамках музыкознания» (Цит. по: Верба Н. Опера Дмитрия Шостаковича «Катерина 11змайлова»: опы г интертекстуального анализа: Автореферат дне.
... канд. иск.-СПб.,2006. С. 12).
35 Беседы с Альфредом Шнитке. Цит. изд. С. 212.
22
мира образов. Диалоги с Бахом пронизывают многие и не только фортепианные камерно-инструментальные сочинения Шнитке. Под «куполом» музыки Баха особым образом раскрывается суть нравственных остросовременных проблем, неизменно определяющих концепции сочинений
36
художника XX века. «Бах сейчас стоит для меня в центре всего» , — подчёркивает композитор, при этом слово «сейчас» имеет у Шиитке всевременное значение, ведь именно через крепкую связь с Бахом, в контексте «прошлое - настоящее - вечное», раскрывается суть едва ли не всех образов его музыки. Отсюда и особый тип диалогов, в которых стилю Баха «отвечает» главная философская, религиозная, образно-стилевая концепция Шнитке - будь то развёрнутая Вторая симфония-месса или миниатюра «Stille Nacht» для скрипки и фортепиано, масштабный Реквием для солистов, смешанного хора и и негру ментального ансамбля или небольшая «Сюита в старинном стиле» для скрипки и фортепиано — в каждом сочинении Шнитке характер музыки имеет высокую степень напряжения, его философские размышления устремлены к вершинам того сопряжения этического, интеллектуального начал, что открывается в наследии Баха.
Вместе с тем, диалог с великим немецким кантором раскрывается многоаспектно, при этом можно выделить ряд опорных моментов. Прежде всего, мышление композиторов преимущественно полифонично, что НС офаничено только техникой письма: особую значимость в художественном мышлении и Баха, и Шнитке приобретает смысловая полифоничность содержания произведений. И в этом Шнитке тоже продолжает линию творчества Баха, синтезировав многие художественные идеи своего времени. При этом в музыкальном мире Шнитке смысловая полифония обретает статус основного композиционного метода, во многом отображаясь в общем контексте XX столетия.
36 Беседы с Альфредом Шжгтке. Цнт. изд. С. 36.