Вы здесь

Темперамент как музыкально-художественный феномен

Автор: 
Сальникова Майя Вениаминовна
Тип работы: 
диссертация кандидата искусствоведения
Год: 
2008
Количество страниц: 
250
Артикул:
172598
179 грн
Добавить в корзину

Содержимое

СОДЕРЖАНИЕ
Введение..............................................................3
Часть первая. Психологические и эстетические закономерности темперамента как музыкально-художественного
феномена...............................................25
Глава I. Психологические закономерности темперамента
как музыкально-художественного феномена...............25
§ 1. Темперамент как психологическая особенность
личности.............................................25
§ 2. Психологические основы художественного выражения
темперамента в музыке................................41
Глава II. Эстетические закономерности темперамента
как музыкально-художественного феномена...............64
Часть вторая. Музыкально-художественное бытие темперамента:
теоретический и исторический аспекты..................90
Глава III. Музыкально-художественное бытие темперамента:
теоретический ракурс..................................90
Глава IV. Музыкально-художественное бытие темперамента в европейской музыке XVII - XX веков
(на примере меланхолического типа)...................124
Заключение.......................................................... 158
Список литературы...................................................166
Приложения..........................................................184
1. Нотные примеры..............................................184
2. Иллюстрации.................................................248
Введение
Европейскому профессиональному музыкальному творчеству, начиная, по крайне мере, с Нового времени, присуща антропоморфная художественно-эстетическая установка, объединяющая всех участников музыкальной коммуникации - композитора, исполнителя и слушателя. В силу этой установки, музыкальные творения мыслятся и переживаются как личностно окрашенные субстанции. Фактически в любом музыкальном произведении от барокко и до наших дней, независимо от его образности и тематики, улавливается определенный душевный настрой, то или иное психическое содержание. Переживаемое как художественный факт искусства, музыкальное произведение побуждает нас внимать его «речам» и взывает к пониманию.
Бытующая в музыкальной практике, антропоморфная художественноэстетическая установка естественным и, даже, закономерным образом по-своему отражается и в научных подходах к изучению музыки. Так или иначе, антропоморфное восприятие музыки сказывается в трудах двух крупнейших ученых первой половины XX в. - Э. Курта [см.: 29, 76, 77, 86, 197] и Б. Асафьева [8]. Существенный исследовательский интерес к человеку, его психологии, причем, в связи как с проблемами творчества в различных видах музыкальной деятельности (композиторской, исполнительской, слушательской), так и с отображением психологических особенностей личности в музыке, заметен в музыкознании последних десятилетий '. Свидетельством тому являются работы М. Арановского [5], М. Блиновой [16, 17], Е. Вязковой [27], Ю. Габая [28], Л. Казанцевой [54 - 58],
1 Аналогичная тенденция ощутима и по отношению к другим видам искусства, она же сказывается и в публикациях общей искусствоведческой проблематики. В частности, см. работы Н. Берхина [14], А. Грачевой, А. Нистратова, В. Петренко, В. Собкина [36],
С. Дашковой [38], О. Кривцуна [71, 72], А. Михайлова [97], И. Тулупова, Н. Шевандрина [159], Е. Фетисовой [164, 165], В. Чайковской [176], М. Яновского [191].
3
Материалы работы имеют практическое значение. Они могут' быть использованы в учебном процессе в курсах теории музыкального содержания, истории музыки, музыкальной психологии.
Апробация работы. Диссертация обсуждалась на кафедре теории и истории музыки Астраханской государственной консерватории. Положения работы излагались на Международных и Всероссийских научных конференциях «Ломоносов» (Москва, 2002), «Музыкальное содержание: наука и педагогика» (Астрахань, 2002), «Наука о музыке: Слово молодых ученых» (Казань, 2006), «Музыкальная семиотика: перспективы и пути развития» (Астрахань, 2006), «Художественное образование России: современное состояние, проблемы, направления развития» (Волгоград, 2007) и в публикациях. Материалы диссертации используются в курсе теории музыкального содержания, ведущимся в Астраханском музыкальном колледже им. М.П. Мусоргского.
Цель и задачи исследования определяют структуру работы, которая, помимо Введения и Заключения, содержит в себе две части (каждая состоит из двух глав). В двух главах первой части последовательно рассматриваются общие психологические и эстетические закономерности темперамента как музыкально-художественного феномена, а в двух главах второй части осмысляются теоретические, а затем и исторические аспекты музыкально-художественного бытия темперамента. Диссертация включает в себя также Список литературы и Приложения (Нотные примеры и Иллюстрации).
ху
Часть первая. Психологические и эстетические закономерности темперамента как музыкально-художественного феномена
Первая часть исследования посвящена рассмотрению психологических и эстетических закономерностей темперамента как музыкально-художественного феномена. Последовательное изучение этих аспектов позволит постепенно продвигаться от уяснения сущности темперамента как психологической особенности личности - через выявление психологических основ художественного выражения темперамента в музыке - к осознанию художественно-эстетических свойств исследуемого феномена.
Глава I. Психологические закономерности темперамента как музыкально-художественного феномена § 1. Темперамент как психологическая особенность личности
Для установления существенных черт темперамента человека обратимся к психологии. Вначале отметим, что учение о темпераменте (от лат. (етрегагпепШт - «соразмерность», «надлежащее соотношение частей», «правильная смесь», «должная мера») имеет многовековую историю и уходит своими корнями в античность. По традиции его возникновение связывают с древнегреческим философом и врачом Гиппократом (V - IV вв. до
и. э.), а подробное описание - с именем римского врача Галена (И в. н. э.) |3. Согласно их воззрениям, физическое состояние и психический склад человека зависели от соотношения в его организме четырех элементов. Гиппо-
13 Вместе с тем, в книге известных и авторитетных психологов Л. Петровского и М. Ярошевского находим уточнение: «По дошедшим до нас сведениям, первым из греческих философов, развивших учение о четырех темпераментах, был Эмпедокл (предложивший схему построения мира из четырех элементов, или „корней”)» [119, с. 258].
25