- 2 -
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность настоящего исследования определяется стоящей перед советскими архитекторами задачей создания оптимальной пространственной среды, обеспечивающей не только комфортное удовлетворение жизненных потребностей в труде и отдыхе, но и формирующей духовный мир строителей нового общества, создание не только функционально, но и эстетически полноценной среда. "Сейчас, когда миллионы людей уже улучшили свои бытовые условия, появляется возможность уделять больше внимания качеству строительства, удобной планировке квартир, внешнему виду проспектов, кварталов, общественных зданий. Наши зодчие могут и должны покончить с однообразием застройки, невыразительностью архитектурных решений" 2.1,с.85 .
Ориентирование ХХУ1 съездом КПСС на повышение уровня индустриализации строительного производства является объективной необходимостью. 2.2, с.175 . Однако односторонняя реализация в тече-
ние ряда лет высокого экономического потенциала нового рационального метода строительства и пренебрежение развитием, заложенных в нем композиционных возможностей, привели к возникновению некачественной среды, лишенной эстетической значимости. Под именем архитектуры часто выступает массовая продукция, представляющая собой механическую сушу стандартных элементов, складывающихся в невыразительные объемы и пространства, монотонные, серые, однообразные, всюду одинаковые, лишенные свойственного искусству архитектуры эмоционального начала. Симптоматические признаки неполноценности индустриальной архитектуры достаточно четко проявили себя в последние два десятилетия и на данном этапе успешно ведутся поиски действенных способов борьбы с ними. В частности, особое внимание уделено композиционным свойствам цвета.
- 3 -
Как уже доказано целым рядом осуществлений отечественной и зарубежной практики, использование цвета является одним из эффективны?: средств, способных в значительной мере разнообразить, оживить, индивидуализировать современные архитектурные ансамбли,способных повысить информационную и эстетическую содержательность архитектуры, облегчить ориентацию во все более усложняющейся многофункциональной городской среде. В наши дни эффективность использования цвета демонстрируется целым рядом удачных примеров, среди которых можно отметить районы Кирмунай и Лаздинай в Вильнюсе, Тропарево и Ясенево в Москве, Юго-Западный в Ленинграде, районы Дефанс, Крэтей, Ля Гранд Борн в окрестностях Парюжа, жилой массив Красные Стены близ Барселоны и др. Проблеме использования цвета в современной архитектуре посвящен ряд теоретических исследований: работы Лашук Г.П., Белякова В.П., Беловой Т.Д., Русанова Г.Е. Круг других исследований посвящен отдельным аспектам данной проблемы: работы Абрамова Л.К0, Ефимова A.B., Азизян И.A., Лущеко Э.М.
Конечно, нельзя считать полихромию панацеей от всех бед, "декоративной косметикой", способной камуфлировать все недостатки. Полихромия есть и должна остаться вспомогательным, подчиненны:.! срэдством, которое может дать лишь частичное улучшение. Распространенное в 60-х годах положение о том, что посрздством цвета можно практически беспредельно разнообразить совершенно дшнаковые дома, не подтвердилось практикой. Раскрашенные балконы не смогли сделать плохую архитектуру лучше. Только в комплексе с другими мероприятиями, направленными на гуманизацию искусственной среды, цвет может стать эффективным средством повышения качества современной архитектуры. Кроме этого, как демонстрирует ряд теоретических исследований (Г.П0Лашук, Т.Д.Беловой, А.В.Ефимова) и проект-
- 12 -
ГЛАВА I. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПОЛИХРОМИИ В АРХИТЕКТУРЕ МОЛДАВИИ ПЕРИОДА ХУ - МЧАЛО XX вв.
Молдавская архитектурная полихромия уходит своими корнями в средневековье - эпоху безраздельного господства религии, сложных взаимовлияний культур, опустошительных нашествий, внутригосударственных разрушительных феодальных войн.
Молдавия официально начала свое существование в середине ди -наличного Х1У в. на территории, которую поистине можно назвать "стертой доской", ибо нашествия готов, гуннов, венгров, печенегов, половцев уничтожили следы былых культур. В связи с этил,даже самые ранние из сохранившихся памятников молдавской архитектуры не обнаруживают явной преемственности связи с зодчеством предшествующих эпох [ 5.26, с.465 ].
Молдавская архитектура формируется преимущественно под балкано-византийским влиянием. Образовавшаяся во второй половине Х1Ув. митрополия Молдавии подчиняется константинопольскому патриарху, поэтому обращение молдавской культовой архитектуры к архитектуре византийских храмов, особенно к ее функциональной стороне, вполне естественно и диктовалось требованиями культа. Дипломатические контакты с Трансильванией, которая вошла к концу ХП в. в состав Венгерского королевства и подчинялась католической церкви, объясняют присутствие элементов готики в молдавской архитектуре. Нашествие турок во второй половине Х1У в. на Балканский полуостров, явившееся причиной миграции больших масс населения к северу, способствовало проникновению в молдавскую архитектуру некоторых болгарских и сербских приемов декорирования экстерьера. В то же время, уже на ранних этапах становления национальной архитектуры, молдавские зодчие вырабатывают собственные строительные и художественные традиции. В результате сложного пересечения зарубежных
- 13 -
влияний, самобытности местных мастеров, особенностей климата, в свою очередь наложивших отпечаток на молдавскую архитектуру, возникли своеобразные сооружения, одной из характернейших черт которых является использование цвета для декорирования экстерьера.
1.1. Полихромия в архитектуре Молдавии ХУ века
ХУ век вошел в историю как период становления и централизации Молдавского государства. ХУ в. является также периодом становления молдавской архитектуры. Первая половина ХУ в. изобилует разрушительными феодальными войнами, заговорами, частой сменой господарей. Только за 25 лет, с 1432 г. по 1457 г., на молдавском престоле сменилось более 15 господарей. В связи с таким положением дел, строительство почти не велось, а то, что строилось, систематически предавалось огню. Поэтому, самые ранние памятники, по которым можно судить о полихрэмном декоре тех времен, относятся ко второй половине ХУ в. (вторая половина Х1У в. не рассматривается в связи с отсутствием сохранившихся памятников. Сохранилась только небольшая церковь Троицы в г.Сирете, которая рассматривается в рамках первого этапа, как самый ранний пример использования глазурованных керамических украшений).
Вторая половина ХУ в., годы правления господаря Стефана Великого (1457-1504 гг.), была для Молдавии временем большого экономического, политического и художественного расцвета. В итоге феодальных войн первой половины ХУ в. укрепилась власть господаря. Кроме этого, внешняя опасность со стороны турок, нависшая над Молдавией, также способствовала усилению власти Стефана Великого (после разгрома армии Сигизмунда Люксембургского угроза турецкого нашествия нависла над Валахией, Венгрией, Молдавией, Польшей). Стефан Великий, сравниваемый современниками с Александром Маке-
- Киев+380960830922