Вы здесь

Общественная архитектура второй половины XVIII века в провинциальных городах России

Автор: 
Смирнов Георгий Константинович
Тип работы: 
Дис. канд. искусствоведения
Год: 
2003
Артикул:
184401
179 грн
Добавить в корзину

Содержимое

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА ПЕРВАЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОИЗВОДСТВО КАЗЁННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ^ПРОВИНЦИАЛЬНЫХ ГОРОДАХ РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII ВЕКА
1. «Казённые» и «публичные» строения 19
2. Роль государственных чиновников и местных административных учреждений в организации и осуществлении строительства общественных зданий 26
3. Финансирование казённого строительства 34
4. Строительные торги, контракты и подряды 38
5. Губернские архитекторы и другие архитектурные кадры в провинции. Их роль в проектировании и
строительстве общественных зданий 41
%
ГЛАВА ВТОРАЯ
АРХИТЕКТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ
1 .Присутственные места 64
2. Дома наместников (генерал-губернаторов), губернаторов
и вице-губернаторов 104
3. Путевые дворцы 138
4. Почтовые дома 158
5. Банковские конторы 175
6. Тюрьмы (тюремные остроги и замки) 181
3
7. Питейные дома и винные магазейны 208
а) Питейные дома 209
б) Винные магазейны 217
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 226
ПРИМЕЧАНИЯ 231
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ УСЛОВНЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
278
292
38
магазейны сооружались на деньги, взятые из прибыли от казённой соляной продажи116, а питейные дома нередко строились «из питейного дохода»117.
4. СТРОИТЕЛЬНЫЕ ТОРГИ, КОНТРАКТЫ И ПОДРЯДЫ
Работы по осуществлению казённого строительства во второй половине XVIII в. почти всегда производились подрядным способом. Подрядчик выполнял принятые им на себя обязательства по сооружению (или отделке) того или иного здания на основании контракта, который заключался в результате торгов. После указа Сената или императрицы, разрешавшего осуществить ту или иную постройку, местные власти объявляли торги с приглашением «охочих людей» взять строительный подряд. До административно-областной реформы 1775 г. торги проводились воеводскими канцеляриями и другими действовавшими тогда органами местного управления. После 1775 г. в тех губерниях, в которых уже были образованы новые административные учреждения, торги организовывала и проводила в своём помещении казённая палата. Объявления о торгах печатались в газетах или на отдельных листах, которые изготовлялись бесплатно в сенатской типографии по заказам губернских присутственных мест. При этом Сенат предлагал составлять подобные объявления по определённой форме, например: «Для окончания заведённого в Калужском наместничестве казённого строения потребны материалы, разных сортов лес еловый, доски, тёс, отборная дрань, листовое и связное железо, также рабочие люди. Желающим взять сию работу и поставку материалов, для торгу явиться в тамошнюю Казённую Палату будущего 1783 года Генваря 25»"*.
Торги объявлялись и проводились три раза с промежутком в несколько дней119. И только после третьих окончательных торгов заключался соответствующий контракт. Такая трёхступенчатая система была направлена на максимальное понижение стоимости работ. Подряд доставался тому, кто называл «последнюю цену», т.е. наименьшую из предложенных и
39 *
отвечавшую смете предполагаемых работ. Если всё же наименьшая из предложенных цен превышала смету, то будущего подрядчика пытались уговорить снизить запрашиваемую цену: делались «увещевания на
понижение цен»120. Иногда подрядчик шёл на уступки лишь в случае выполнения ряда его условий121. Но всегда казённая палата заключала контракт только в том случае, если предлагаемая цена не превышала сметную, поскольку последняя была утверждена Сенатом или императрицей.
Приемлемая, т.е. отвечающая смете цена на постройку была не единственным условием для заключения контракта с подрядчиком. Принимавший на себя работу должен был представить доказательства своей финансовой состоятельности - «свидетельство от судебного места, где подсуден, о своём состоянии и имении» - или «в исправности своей представить поручителей»122, которые своими деньгами и недвижимым имуществом отвечали бы за подрядчика. В первом случае при заключении контракта подрядчик давал в залог своё недвижимое имущество. Например, в 1781 г. взявшиеся построить второй корпус губернских присутственных мест в Твери купцы В.Я. Королёв и Н.Ф. Митюрев представили в качестве залога
193
свои каменные дома и лавки в гостином дворе . В случае отказа подрядчика в ходе работ выполнить те или иные условия контракта, его собственность отдавалось «под секвестр»124.
После завершения торгов казённая палата заключала с подрядчиком контракт, в котором определялись «кондиции» предполагавшихся работ. Подрядчик обязывался выстроить то или иное здание «из своих материалов и своими работными людьми, не требуя из казны наперёд денег»125. Обычно в контрактах описывалось сооружение, которое предстояло построить: его материал, основные размеры, характер перекрытий, отдельные детали. Например, в «кондициях» на постройку питейного дома в Туле (1779 г.) указывалось: «Ледник сделать от полу до сводов в вышину по пяти аршин из сотенного камня и чтоб как оный ледник, так и питейный дом были со сводами, равно в леднике и питейном доме двери и к окнам затворы сделать